на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОРГАНУМ (лат. organum, от греч. - орудие, инструмент) наименование ранних видов европейского многоголосия. Осн. виды: параллельный (9-10 вв., пример А), где мелодия хорала (гл. голос - vox principalis) дублируется в кварту или квинту ("органальный" голос - vox organalis); свободный (II -сер. 12 вв., пример Б) - с использованием противоположного и косвенного моноритмич. движения голосов (возможны их перекрещивания); мелизматический (12 в., пример В), где на один звук хорала (слог текста) приходится неск. звуков контрапункта; метризованный (у Перотина, кон. 12- 1-я пол. 13 вв., пример Г) - 2-, 3- или 4- голосный с контрапунктирующими хоралу (кантусу) голосами, организованными в системе ритмич. модусов (2-й голос О. наз. дуплум. 3-й - триплум, 4-й - квадруплум). Параллельный органум из трактата "Musica enchiriadis" (кон. 9 в.). Б. Свободный органум (английский источник нач. 12 в.). В. Мелизматический органум. Рождественский троп к "Benedicamus Domino" (ок. 1100). Г. Метризованный органум. Перотин, триплум "Alleluia" (кон. 12 в.) Появление О. свидетельствовало о переходе муз. мышления на более высокую ступень, на которой музыка обрела новое измерение - гармонии, вертикаль.
Евдокимова Ю. К., Многоголосие средневековья, X- XIV вв., М., 1983 (История полифонии, в. I): Федотов В. Л.. Начало зап.-европ. полифонии. Владивосток. 1985: Еggеbrесht Н. Н., Zaminer F. Ad organum faciendum. Mainz. 1970: Waeltner Е. L.. Die Lehre von Organum bis zur Mitte des II. Jahrhunderts. Tuning. 1975. Ю. Н. Холопов

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь