на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ОРКЕСТР (от греч. - площадка перед сценой в др.-греч. театре, где размещался хор) - большой коллектив музыкантов, играющих на разл. инструментах и совм. исполняющих муз. произв. Зарождение О. относится к нач. 17 в., когда возникли разл. жанры гомофонной музыки (см. Гомофония) - опера, оратория, концерт. О. различается по составу инструментов (смешанные, однородные), по назначению в муз. практике (воен., эстр. и др.). В отличие от кам.-инстр. ансамблей, где каждый инстр. исполняет свою партию, в О. существуют группы однородных инстр. (струнные смычковые), играющие гл. обр. в унисон (иногда divisi). В зависимости от состава различают О.: симфонические (струнные смычковые, дерев. и медные духовые, ударные инстр.), струнный (только струнные смычковые), духовой (духовые и ударные инстр.), т. н. бэнд (только медные духовые), шумовой (гл. обр. ударные). См. также Оркестры народных инструментов. Разделение орк. составов в связи с обществ. функцией музыки, местом её исполнения, аудиторией проводилось с 1-й пол. 18 в. Оперный О. наряду со струнными, двумя чембало, флейтами и гобоями часто включал трубы и литавры, тромбоны. В церк. О. обязательно входил орган (в группе basso continue либо в роли концертирующего инструмента), В церк. соч. И. С. Баха наряду со струнными нередко представлены дерев. духовые (флейты, гобои), иногда трубы с литаврами, валторны, тромбоны, удваивающие голоса хора. Как в церк., так и в оперном О. существ. роль принадлежала сопровождавшим сольное пение облигатным инстр. (см. Obligate): скрипке, виолончели, флейте, гобою и др. Концертный состав О. целиком зависел от места и характера музицирования. В его развитии наиб. роль сыграли жанры concerto grosso, сольный концерт, орк. сюита. Каждый из 6 Бранденбургских концертов Баха имеет индивидуализиров. состав исполнителей. В некоторых случаях композитор указывал разл. варианты состава ad libitum (А. Вивальди). Во 2-й пол. 18 в. сложился состав малого симф. О. (т. н. классический), в который входят смычковый квинтет (1-е и 2-е скр., альты, влч. и контрабасы) и группа дух. инстр., построенная по принципу парности: 2 флейты, 2 гобоя, а также 2 кларнета (последние в 18 в. могли отсутствовать), 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы (каждому дух. икстр. поручена отд. партия); группа ударных представлена литаврами. Для симф. О. со сложившейся группой дерев. духовых написаны поздние симфонии Й. Гайдна, симфонии Л. Бетховена. В симфониях В. А. Моцарта (в т. ч. поздних) состав дерев. духовых нестабилен. Симф. О. малого состава, дополненный ещё 2 валторнами, 3 тромбонами и тубой, наз. большим симф. оркестром. Бетховен в 9-й симфонии (1823) положил начало большому составу симф, О. (в совр. значении) - с малой флейтой и контрафаготом в группе дерев. духовых, с расширенной группой ударных (треугольник, тарелки, большой барабан). Для этого состава написан ряд симф. произв. Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, А. Брукнера, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина и др. Стремление композиторов 19 в. обогатить звучность О. обусловило применение инстр., обладающих особыми технич. и тембровыми возможностями. Расширено семейство флейт (альтовая флейта), часто используются англ. рожок, малый кларнет, бас-кларнет, разл. виды труб, арфа, челеста, фп., орган, разл. ударные инстр. и др. В увеличении состава совр. симф. О. большую роль сыграли Г. Берлиоз, Г. Малер, Р. Штраус, А. Н. Скрябин, оперного - Р. Вагнер, Н. А. Римский-Корсаков и др. К нач. 20 в. состав О. расширился за счёт введения дополнит. количества духовых: вместо парного состава - тройной, у некоторых композиторов - четверной. Одноврем. происходит процесс сокращения состава О. за счёт более полного использования каждого инструмента (у А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, К. Караева, А. Г. Шнитке и др.; см. Камерный оркестр). Для О. в 20 в. характерно также резкое увеличение группы ударных, к-рая стала иногда занимать равноправное положение со струн. и дух. группами (в произв. К. Пендерецкого, О. Мессиана, А. Г. Шнитке и др.). Менялось и расположение музыкантов в О. Самая распространённая ныне т. н. амер. рассадка музыкантов в симф. О.: Среди совр. симф. О.: оркестр лейпцигского Гевандхауза (с 1781), Венской филармонии (с 1842), Бостонский симф. О. (с 1881), Берлинской филармонии (с 1882), амстердамский "Консертгебау" (с 1888), Филадельфийский (с 1900), Лондонской филармонии (1932), Ленинградский академический (с 1882), Большой симф. О. Всес. радио и (позднее) телевидения (1930), Гос. оркестр СССР (1936).
Рогаль-Левицкий Д. Р., Беседы об оркестре, М., 1961; Благодатов Г. И., История симф. оркестра, Л., 1969; Барсова И. А., Книга об оркестре, 2М., 1978; Bekker P., The orchestra, N.Y., 21963. См. также лит. при ст. Инструментовка. А. Я. Берг.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
О..

НОРДИКА

НОРЕЙКА

НОТАЦИЯ

НОТОВИЦ

НОТТАРА

НУРДРОК

НУРХЕЙМ

НУРЫМОВ

НЬЮМАРЧ

НЮСТЕДТ

НЮСТРЁМ

ОБУХОВА

ОЖРАГИС

ОЙСТРАХ

ОКАРИНА

ОНЕГГЕР

ОРАНСАЙ

ОРБЕЛЯН

ОРГАНУМ

ОРМАНДИ

ОРОВЕЛЫ

ОРУДЖЕВ

ОРФЁНОВ

ОСМАНОВ

ОСТРЧИЛ

ОТТЕРЛО

ОТЫГРЫШ

ОФФИЦИЙ

ПЁРСЕЛЛ

ПАЛЕЧЕК

ПАЛИЦЫН

ПАЛОТАШ

ПАЛЬШАУ

ПАНДЕРО

ПАНДУРИ

ПАННАИН

ПАНОФКА

ПАРИДИС

ПАРОДИЯ

Музыкальный словарь ver16