на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОСЕТИНСКАЯ МУЗЫКА. Нар. и совр. проф. музыка осетин (населяют Сев.-Осет. АССР в РСФСР и Юго-Осет. АО в Груз. ССР) наряду с единством черт имеет некоторые локальные особенности, объясняющиеся, в частности, диалектными языковыми различиями и многовековыми межнац. контактами с грузинами и народами Сев. Кавказа Древнейшие пласты нар. музыки связаны с языческими культами и обрядами (культ Уациллы, включающий ритуальный танец-песню "Цоппай"; цикл земледельч. праздников и др.). О древности муз. культуры осетин свидетельствуют и песни нартского эпоса (распространён и у др. кавказских народов). Среди муз. инструментов: дуада-станон, киссын-фандыр, дала-фандыр (струн. щипковый), уадындз (продольная открытая флейта), лалым уадындз (волынка), иорн кандаал фаыдыр (осет. клавишная гармоника), фидиуаг (рог), карцганаг (дерев. трещотка), гумсаг (архаич. 2-сторонний барабан). Гл. носители устной муз.-поэтич. традиции - певцы-сказители (кадаганаг). Крупнейший певец-сказитель 19 в. - Бибо Дзугутов (Слепой Бибо). Среди совр. предст. нар.-певч. традиции: А. Цопанов, Д. Таутиев, С. Цагараев, З. Бидеев, С. Мирзаганов. Распространены героические (2-гол. муж. песни, исполняемые без инстр. сопр. солистом и хором: унисонный басовый голос кырнын или ферсаг), трудовые, лирические, любовные, охотничьи и обрядовые песни. Меньше развиты жен. песенные жанры (колыбельные, некоторые виды трудовых и причитания). В совр. О. м. получил развитие новый стиль одиночной (муж. или жен.) песни с инстр. сопр. (обычно гармоники). Своеобразие ладовой системы О. м. связано с обогащением её диатонич. основы разного рода переменностью, а в хор. 2-голосии - с опорой на чистую кварту в качестве заключит. созвучия. В ритмике выделяются сочетания разл. синкопических фигур с триолями. Инстр. музыка цагд предназначена гл. обр. для сопр. танцев. Первые записи осет. нар. музыки сделаны в 1880-х гг. М. М. Ипполитовым-Ивановым Песня о Таймуразе Кадзырове. и С. И. Танеевым. Позднее муз. фольклор собирали Д. И. Аракишвили, Г. Г. Лобачёв, В. И. Долидзе, Т. Я. Кокойти и др. Особый вклад в эту область внёс Б. А. Галаев, записавший св. 700 нар. мелодий ("Осет. нар. песни", М., 1964). В 1938 созданы ансамбли песни и танца Сев.-Осет. АССР и Юго-Осет. АО, в 1939- СК Сев.-Осет. АССР; в Орджоникидзе с 1944 работает симф. орк., в 1972 открыт Муз. театр. Формирование нац. комп. школы началось в 1920-е гг. с появлением обработок нар. песен П. Б. Мамулова и орк. пьес В. И. Долидзе. Вклад в развитие комп. творчества внесли Т. Я. Кокойти (опера "Нарт Сослан", 1969; первая осет. симф., 1949; концерты), X. С. Плиев (опера "Коста", 1960; оперетты; кантаты; хоры; песни), Н. А. Карницкая, А. С. Тотиев, Л. И. Кулиев, Е. А. Колесников, А. А. Полянич и др. Обществ. признание получили произв. Д. С. Хаханова (балеты "Ацамаз и Агунда", 1962, "Хетаг", 1963; 8 симф., 1960-84), И. Г. Габараева (оперы "Азау", 1968, "Оллана", 1972; произв. для симф. орк.; вок. циклы), Р. К. Цорионти (опера-балет "Поляна влюблённых"; оратории, полифонич. пьесы для фп.), А. Я. Кокойти (симф. "Юность"; симф. поэмы "Чермен" и "Коста"; рапсодия для скр. с орк. и др.), а также песни Б. Газданова, Е. Кулаева, Г. Н. Гуржибекова и др. Новые формы осмысления фольклора в соединении с совр. выразит. средствами нашли своё отражение в творчестве Ж. В. Плиевой, Л. X. Кануковой, Л. Т. Ефимцовой. Среди музыковедов: К. Г. Цхурбаева, З. X. Туаева, Л. Д. Левитская, П. Ф. Панасян, А. Ф. Сухарников. Среди исполнителей: певцы - Т. А. Тогоева, М.С. Католиева, Д. Н. Билаонова, А. В. Хасиева, Е. В. Кулаев,Ф. С. Суанов, Ю. А. Бацазов, В. К. Дзуцев; дирижёры - И. А. Аркин, П. А. Ядых. В Сев.-Осет. АССР работают (1988): филармония; ансамбль нар. танца "Алан"; муз. уч-ще (также в Юго-Осет. АО), муз. школы.
Цхурбаева К. Г., Муз. культура осетин, Орджоникидзе, 1957; её же, Нек-рые особенности осет. нар. музыки, Орджоникидзе, 1959; её же, Творчестве композиторов Осетии, Орджоникидзе, 1960; Галаев Б. А., Осет. нар. музыка, в кн.: Осет. вар. песни, М., 1964, с. 7-20; Магометов Л. X., Культура и быт осет. народа, Орджоникидзе, 1968, с. 533-66. М. А. Якубов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь