на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОФФЕРТОРИЙ (от позднелат. offertorium - приношение) - песнопение мессы (проприя), исполняемое во время приношения даров (oblatio). Наиб. раннее свидетельство о пении О. принадлежит Августину. По респонсориальному строению О. близок интроиту: антифон (antiphonae ad offertorium) чередуется со стихами (versus) псалма. Первоначально мелодия антифона носила невматич. характер, versus - силлабический (см. Григорианское пение); в 5-8 вв. стиль О. становился всё более орнаментированным, мелизматическим; в рукописях 8-9 вв. О. - мелодически наиб. развитые песнопения григорианского репертуара. Многогол. О., подобно градуалу, аллилуйе, трактусу, - относительно редки из-за неудобства использования мелизматич. мелодии в качестве cantus firmus. В 16 в. многогол. О. встречаются у Палестрины, О. Лассо; в 17-18 вв. - у О. Векки, Я. Зеленки, И. Й. Фукса, Ф. Цуккари, П. Бенедетти. В кон. 18 в. О. часто сочиняли в виде сольных арий (И. Гайдн, В. А. Моцарт); практиковалась замена О. инстр. пьесой (напр., медленной частью симфонии). В 19 в. возрождается полифонич. стиль старых мастеров (напр., у А. Брукнера).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь