на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПАВАНА (испан. и итал. pavana) - танец, распространённый в 16 в. в Европе. По одной из версий, П., или падуана (итал. padovana), появилась в г. Падуя; по другой - танец испан. происхождения, наименование которого - от лат. pavo (павлин) - связано с торжеств. и горделивым характером танца. В нач. 16 в. П. стала одним из самых популярных придв. танцев. Для П. характерны чёткость строения, нередко квадратность метроритмич. структуры, преим. аккордовое изложение, иногда расцвеченное пассажами. Муз. размер 4/4, 4/2, темп медленный. Со 2-й пол. 16 в. до кон. 17 в. П. существовала как самостоят. инстр. пьеса. Нередко объединялась в сюитное последование. Павана для харпсихорда. Из издания П. Аттеньяна "Quatorze gaillardes, neuf pavanes" (1529). с быстрыми 3-дольными танцами - гальярдой, сальтарелло, пивой, что сыграло важную роль в процессе формирования сюитного и вариационных циклов в европ. музыке. Инстр. П. достигла расцвета в творчестве англ. верджинелистов. П. возродилась в 20 в. в творчестве М. Равеля ("Павана на смерть инфанты" для фп.), А. Берга (П. из оперы "Воццек"), Г. Форе, К. Сен-Санса, Р. Штрауса, Р. Воан-Уильямса; в сов. музыке - у К. Караева (П. из цикла симф. гравюр "Дон Кихот"), С. М. Слонимского (П. из оперы "Мария Стюарт").
Мiсhel A., Origin of gagliarda and the pavana, "Dance Observer", 1946, v, 13.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь