на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПАРТИТУРА (итал. partitura, букв. - разделение, распределение, от лат. partio - делю, распределяю; нем. Partitur; франц. partition; англ. score) - принятый в 16-20 вв. способ нотной записи многогол. муз. произв. на более чем двух нотоносцах, расположенных один под другим и разделённых тактовыми чертами. Ныне термин "П." применяется и в типология, смысле ("партитурный принцип") как обозначение способа записи всех совместно звучащих голосов (в отличие от частичной записи текста в партиях) посредством любого типа письма (дасиального, невменного, нотного, а также созданных в сер. 20 в. новых видов записи, см. Нотация). Партитурный принцип нотации существовал в ранних письменных формах многоголосия: в двухгол. органуме (трактат "Musica enchiriadis", 9 в.), в Codex Calixtinus (12 в.), в музыке школы Нотр-Дам (2-3 вок. партии, записанные на отдельных 4-5-линейных нотоносцах либо на едином многолинейном нотоносце, 13 в.). Временный отказ от партитурного принципа в кон. 13-15 вв. связан с распространением мензуральной нотации. В процессе эволюции собственно П. вид её существенно менялся, что было связано с развитием многоголосия, комп. техники. В 16 в. П. применяли в учебных целях для наглядной записи многоголосия (в орг. переложениях вок. соч. в П. с 4 нотоносцами). По сравнению с записью в отд. голосах или в хоральной книге П. облегчала восприятие горизонтальной и вертикальной координат полифонич. целого. Композиторы пользовались П. для сочинения, копирования и печатания полифонич. музыки. П. сравнительно большого формата стали применять для дирижирования. В трактате нем. теоретика Лампадия ("Compendium musices", 1537) дан пример практиковавшейся тогда записи на "композиторской дощечке" ("tabula compositoria"). Приведённый Лампадием мотет Ф. Вердело, по-видимому, первый из дошедших до нас образцов новой практики нотной записи (печатная 4-строчная П. с тактовыми чертами после каждых двух бревисов). Партии располагаются в порядке их тесситуры (принцип, прочно утвердившийся в вок. П.). Вердело. Мотет. Партитура. Из книги Лампадия. В партитурной нотации инстр. музыки 17 в. были использованы осн. принципы записи вок. полифонич. произв. Состав инструментов в такой П. отличался вариантностью и не фиксировался; для его определения долгое время служили ключи и наименование тесситуры (cantus, altus, tenor, bassus). Лишь в итал. музыке уже на рубеже 16-17 вв. имело место точное обозначение инстр. в партиях. На рубеже 16-17 вв. возникла П. с генерал-басом. Её появление связано с развитием гомофонии, в частности с потребностью облегчить исполнителям на органе и клавесине практику аккордового сопр. мелодич. голосов. В П. с генерал-басом записывались партии баса и мелодич. голосов (в хоре, tutti одинаковые по тесситуре партии голосов и инстр. - на одной строке). Гармонич. сопровождение для клавишных инстр. фиксировалось условно посредством цифровки и знаков альтерации. С появлением во 2-й пол. 18 в. классич. симфонии и концерта генерал-бас выходит из употребления; гармония стала точно фиксироваться в П. Порядок записи инструментов в раннеклассич. П. постепенно подчинялся организации оркестра по группам. Принятая ныне организация П. окончательно оформилась к сер. 19 в. Партии инструментов располагаются по орк. группам, внутри каждой группы инстр. записываются по тесситуре сверху вниз (за исключением труб, партии которых, по старой традиции, пишутся ниже партий валторн). Более высокие по тесситуре разновидности записываются выше партии осн. инструмента (лишь партия малой флейты иногда нотируется ниже), более низкие - ниже неё. Партии арфы, фп., органа, солистов и хора записываются над группой смычковых: А. Римский-Корсаков. Испанское каприччио, 1-я часть. В П. принят ряд условностей (ключи, транспозиция, запись флажолетов), которые в связи с усложнением гармонич. и полифонич. языка в нач. 20 в. стали затруднять чтение П. Так возникла потребность упростить П., освободив её от некоторых ключей (Н. А. Римский-Корсаков и др. композиторы петерб. школы отказались от тенорового ключа) и от транспозиции (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, С. С. Прокофьев, А. Онеггер). Начиная с 1950-х гг. в П. вошли многочисл. условные способы нотации, связанные с появлением новых видов комп. техники (алеаторика, сонорика). См. также Чтение партитур. Нюрнберг М., Нотная графика, Л., 1953; Маталаев Л., Упростить партитуру, "СМ", 1964, № 10; Барсова И. А., Из истории партитурной нотации, в сб.: История и современность, Л., 1981; Kinsky G., Eine friihe Partitur-Ausgaben von Symphonien Haydns, Mozarts und Beethovens, "AMI", 1941, Bd 13; Lоwinskу E. E., On the use of scores by sixteenth-century musicians, "JAMS", 1948, v. 1; eго же, Early scores in manuscript, там же, 1960, v. 13; Wrоbel F., Partytura dzisiejsza na tie wspofczesnej techniki orkiestracyjnej, [wyd. 1], Kr., (1954]; Вesseler Н., Gulke P., Schriftbild der mehrstimmigen Musik, Lpz., 1981 (Musikgeschichte in Bildern, Bd 3, Lfg 5). См. также лит. при ст. Нотация. И. А. Барсова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь