на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПАССАКАЛЬЯ (итал. passacaglia; испан. pasacalle, от испан. pasar - проходить и calle - улица) - песня, позднее танец испан. происхождения, первоначально исполнявшийся на улице в сопр. гитары при отъезде гостей с празднества (отсюда назв.). В 17 в. П. получила распространение во мн. европ. странах и, исчезнув из хореографич. практики, стала одним из ведущих жанров инстр. музыки. Её определяющие черты: торжественно-траурный характер, медленный темп, 3-дольный метр, минорный лад, особенности композиции (одна из разновидностей полифонических вариаций на basso ostinato). Для П. типично первонач. одногол. изложение темы в басу (в этом её отличие от близкого ей жанра чаконы, где чаще встречается орнаментальное варьирование многогол. темы). Тема старинной П., как правило, развёрнутая, часто в форме предложения или периода, начинается с 3-й доли такта, опирается на устойчивые ступени лада, иногда хроматизированная: Куперен. Пассакалья h-moll. В 17-1-й пол. 18 вв. композиторы создавали П. как самостоят. пьесы (А. Резон, Д. Букстехуде и др.), а также включали их в произв. др. жанров: в оперу ("Коронация Поппеи" Монтеверди, "Дидона и Эней" Пёрселла, "Ацис и Галатея" Люлли), сюиту (Дж. Фрескобальди, Ф. Куперен), скр. концерт (А. Вивальди). Редкий пример П. на 4/4 - в клавирной сюите g-moll Генделя. Вершиной в развитии жанра является грандиозная П. и фуга c-moll для органа И. С. Баха. С. Бах. Пассакалья для органа. В 19 в. изредка встречаются произв., обладающие некоторыми признаками П. ("Двойник" Шуберта). В связи с возросшим интересом к полифонич. формам барокко жанр П. часто использовали композиторы 20 в.: С. И. Танеев (Largo из квинтета g-moll), А. Шёнберг ("Лунный Пьеро"), А. Берг (опера "Воццек"), А. Веберн (П. ор. 1 для орк.), П. Хиндемит (симф. "Гармония мира", опера "Карцильяк"), а также М. Равель, М. Регер, И. Ф. Стравинский, Б. Бриттен. Особую роль жанр П. как носитель эпико-трагедийного начала играет в творчестве Д. Д. Шостаковича (опера "Катерина Измайлова", 8-я симфония, 1-й концерт для скр. и орк. и др. соч.).
Бобровский В., Претворение жанра пассакальи в сонатно-симф. циклах Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, [в. П, М., 1962; Цуккерман В. А., Анализ муз. произв. Вариационная форма, 2М., 1987; Stein L., The passacaglia in the twentieth century, "ML", 1959, v. 40, № 2; Sсhuler M., Zur Fruhgeschichte der Passacaglia, "Mf", 1963, Bd 16, H. 2. М. Райгородский.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь