на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПЕДАЛЬ (франц. pedale, от лат. pedalis - ножной) - 1) деталь рычажного устройства муз. инструментов, управляемая ногами. Используется для достижения спец. эффектов (фп., орган, клавесин, вибрафон, электроинструменты), управления мехами (фисгармония), настройки и перестройки (арфа, литавра) и игры на инстр. (басовый барабан и тарелка на ударной установке). Нажатие правой П. на фп. поднимает демпферы, обеспечивая свободную вибрацию струн для усиления и обогащения звучания (в нотах взятие обозначается Ped., снятие - *, то и другое; нажатие левой П. (обозначается una corda) сдвигает всю механику "право, так что молоточки ударяют лишь по 1-2 струнам в каждом струн. хоре, т. е. на 1 струну меньше (на пианино приближает молоточки к струнам), благодаря чему ослабляется звук и изменяется окраска звучания. Обе П. применяются с кон. 18 в. Иногда используется 3-я (средняя) П.: на рояле её нажатие фиксирует в приподнятом состоянии лишь те демпферы, которые уже были приподняты к моменту нажатия, с целью продлить звучание отд. звуков или аккордов; на пианино средняя П. (модератор) подставляет между молоточками и струнами своеобразную сурдину с целью уменьшить громкость (в домашнем музицировании). На арфе при помощи П. перестраивают струны (7 в каждой октаве); нажатие каждой П. повышает на полтона настройку одноимённых струн во всех октавах. 7 П. простого действия изобретены в 1720 Г. Хохбруккером, 14 П. простого действия применены в 1782 Ж. Кузино, 7 П. двойного действия - в 1801 С. Эраром (повышают в 2 приёма на 1/2-1 тон). На т. н. педальной литавре П. позволяет настраивать и перестраивать инстр. (обычно в пределах кварты), в т.ч. во время его звучания. 2) Клавиатура для ног (1-3 октавы) на органе, клавикорде, клавесине, карийоне, электрооргане. На органе применяется с 14 в. В 18- 19 вв. имелись образцы фп. с педальной клавиатурой (разл. типов). 3) Выдержанный звук, аккорд или созвучие, на фоне которых прочие гармонич. и полифонич. голоса движутся относительно независимо (см. Органный пункт). В ниж. голосах П. ладогармонически более активна (неустойчивая - Ф. Лист, соната h-moll, предыкт к побочной партии; устойчивая - И. Ф. Стравинский, "Вешние хороводы" из "Весны священной"), в верхних она нередко превращается в фон. П. бывает фигурирована (начало 4-й картины "Пиковой дамы"), может приближаться к мелодич. или гармонич. остинато (сочетание остинатных П.: И. Ф. Стравинский, 1-я часть Симфонии псалмов, цифры 7-8). С. Прокофьев. 3-я симфония, 1-я часть, вступительная тема. Остинатная педаль в верхних голосах. 4) В технике оркестровки - выдержанные звуки или аккорды, представляющие основу (фон) для мелодич. и гармонич. фигурации. Между П. и фигурацией предполагаются тембровые и динамич. отличия. А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", 4-е действие (клавир). Педаль и фигурация.
См. лит. при ст. Инструментоведение, Инструментовка, Фактура. А. Копчевский, В. П. Фраёнов,

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
П..

ОРОЗОВ

ОРТЕГА

ОСИПОВ

ОСОКИН

ОСТЕРЦ

ОТЕСКУ

ОЧЕНАШ

ОЯКЯЭР

ПАВАНА

ПАВЛОВ

ПАКУЛЬ

ПАНГАР

ПАНИНА

ПАПАЯН

ПАРКЕР

ПАРТИЯ

ПАСПЬЕ

ПАССАЖ

ПАЧИНИ

ПЕЙПЕР

ПЕККЕР

ПЕРИОД

ПЕРОЗИ

ПЕТЕРС

ПЕТКОВ

ПЕТРОВ

ПИАТТИ

ПИГРОВ

ПИКСИС

ПИЛАРЖ

ПИПКОВ

ПИСТОН

ПИТЕРС

ПИЩАЛЬ

ПЛАНТЕ

ПЛАТОН

ПЛЕКТР

ПЛОЦЕК

ПОКЛАД

Музыкальный словарь ver16