на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕНИЕ, вокальное искусство, - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певч. голоса идейно-образное содержание муз. произведения. Один из древнейших видов муз. искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инстр. аккомпанементом, но может осуществляться и без него -a cappella. Для проф. П. голос должен быть специально приспособлен и развит (см. Постановка голоса). Осн. жанрами П. в классич. музыке являются оперное П., связанное с драм. действием, с театр. представлением, включающее все виды вок. искусства, и камерное - исполнение романсов, песен, гл. обр. соло или небольшими ансамблями. В оперетте, мюзикле и эстр. жанрах сосуществуют разл. стили П., включая т. и. бытовое П. непоставленным голосом (в нар. манере, говорком, в микрофон и др.). Существуют три осн. типа построения вок. мелодий и соответственно три манеры проф. П.: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П. - кантилена; декламационный стиль, где П. следует интонациям речи (речитативы, монологи); колоратурный стиль, где мелодия в известной мере отходит от слова и расцвечивается украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги. Разл. нац. школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певч. звука. Нац. школа П. как исторически сложившееся стилистич. направление оформляется тогда, когда возникает нац. комп. школа, выдвигающая перед певцами определ. художественно-исполнит. требования. В нац. манере П. находят отражение исполнит. тгадиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности. Первой европ. школой П. была итальянская; она сложилась в нач. 17 в. (выделялась совершенной техникой бельканто и блестящими голосами). Вокальность итал. языка и удобство для голоса итал. мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итал. школа выработала классич. эталон звучания голоса. Высокое совершенство итал. певч. искусства оказало влияние на формирование и развитие др. нац. вок. школ: французской, отличит. особенность которой составляют декламац. элементы, происходящие от распевной декламации актёров франц. классицистской трагедии; немецкой, в своём развитии опиравшейся на нац. песенные традиции; самобытной, ведущей начало от манеры исполнения нар. песен, русской школы. Рус. вок. школа оформилась под влиянием художеств. требований искусства рус. композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнит. стиль её крупнейших предст. - О. А. Петрова, Ф. И. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. - характеризовался драм. мастерством, простотой, задушевностью и психологичностью исполнения. Традициям рус. вок. школы следует сов., вок. школа.
Львов М. Л., Из истории вок. искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вок. речи, Л., 1967;Назаренко И. К., Иск-во пения, 3М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вок. методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Д ж., Вок. параллели, пер. с итал., Л., 1972; Vеnnаrd W., Singing; the mechanism and the lechnic. N, Y., 1968. См. также лит. при ст. Голос. Л. Б. Дмитриев.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь