на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕРИОД (от греч. - обход, круговращение) - наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законч. муз. мысль. Нормативная продолжительность П. - 8 или 16 тактов (в зависимости от темпа, размера, жанра соч.). Характерен экспозиц. тип изложения. П. кончается в исходной (однотональный П.) или новой (модулирующий П.) тональности. П. может быть построен из отд. составных частей - предложений, которые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. Виды П.: из 2 предложений (П. повторного строения - Ф. Шопен, Прелюдия A-dur); из 3 предложений (хор "Лель таинственный" из финала 1-го д. "Руслана и Людмилы"); из 4 предложений (сложный П.: повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений - Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 № 6, начальные 16 тактов); не делящийся на предложения (П. единого строения - Л. Бетховен, "32 вариации" для фп., тема); особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма). П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4+4, 8+8 и т.п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.). Распространены нарушения квадратности - при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. - М. И. Глинка, "В крови горит огонь желанья", такты 18-21), реже сжатии ("досрочная" каденция, напр. в "Колыбельной песне" ор. 16 № 1 Чайковского), усечении (внезапное прекращение, напр. в прелюдии Des-dur Шопена), при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение), вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части). П. может усложняться чертами др. форм, в т. ч. 3-частной (1-е и 3-е предложения нормативные, 2-е неустойчивое серединное, напр. тема 2-й части 3-го фп. концерта Прокофьева). В песенно-танц. музыке П. встречаются уже в 15-16 вв. С утверждением гомофонии (17-18 вв.) П. служит основанием всех более крупных форм; начиная с эпохи романтизма П. может быть и формой самостоят. произведения.
См. лит. при ст. Форма музыкальная. Т. С. Кюрегян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь