на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПОДВИЖНОЙ КОНТРАПУНКТ - вид сложного контрапункта. В П. к. производное соединение - результат перемены соотношения неизменяемых мелодий первоначального. Вертикально-подвижной контрапункт предполагает изменение высотного соотношения мелодий передвижением одной, всех или некоторых на тот или иной интервал. И. Танеев. Из книги "Подвижной контрапункт строгого письма". Первоначальное (а) и производные соединения в вертикально- (b, с. d, e), горизонтально- (f, g) и вдвойне-подвижном (h, j) контрапункте; I, П - обозначения мелодий; v - вертикальное передвижение; число при v - интервал передвижения (с положительным значением - верхней мелодии первоначального соединения вверх, нижней вниз; с отрицательным - верхней вниз, нижней вверх); lh (сокр. лат. Index horisontalis) - показатель горизонтального передвижения (в тактах). Отдаляясь или сближаясь, мелодии либо сохраняют своё положение как верхней и нижней (перестановка прямая, примеры b, с), либо изменяют его (перестановка противоположная, примеры d, e). От типа перестановки и интервала передвижения зависят условия сочинения первоначального соединения. Они определяются величиной, равной алгебраич. сумме интервалов передвижения, - показателем вертикально-подвижного контрапункта (лат. Index verticalis, сокр. lv. множеств. число IIv). При противоположной перестановке показатель /v всегда отрицателен. Интервалы между мелодиями, образуемые в производном соединении, отыскиваются по формуле n=m+Iv, где m - интервал первоначального соединения. Числовое выражение интервалов в теории П. к. отличается от общепринятого на единицу: величина интервала - число охватываемых им секунд (напр., 0- прима, 1- секунда, 2- терция и т. д.). Отдаление мелодий на октаву существенно не влияет на употребление интервалов, поэтому Iv= -14 мало отличается от Iv=-7 (контрапункт октавы), Iv= -16 от Iv=-9 (контрапункт децимы) и т. д. По количеству мелодич. голосов и технике передвижений различаются двойной контрапункт, тройной (3-голосный, каждая мелодия может быть изложена верхним, средним или ниж. голосом; возможно 5 производных, сумма IIv верхней и ниж. пары равна Iv крайней пары) и редко употребляемые четверной и пятерной. См. также Пермутация (2). Брамс. Соната для виолончели и фортепьяно e-moll op. 38, финал, главная партия (I - тема, II-1-е, III - 2-е удержанное противосложение). Первоначальное (такты 9-13) и производное (такты 16-20) соединения в тройном контрапункте октавы. А. Моцарт. Квартет B-dur K.-V. 458, финал, заключительная партия. Первоначальное (такты 98-102) и производное (такты 106-110) соединения в четверном контрапункте октавы. В горизонтально-подвижном контрапункте производное соединение характеризуется иным, нежели в первоначальном соединении, временным соотношением мелодий от смещения момента вступления (примеры f, g). Временное смещение, как правило, объединяется с вертикальной перестановкой, образуя вдвойне-подвижной контрапункт (примеры h, i; И. С. Бах, ХТК, т. 1, фуга C-dur, стретты). П. к. комбинируется с др. видами сложного контрапункта. Универсальное выразит. и технич. средство, П. к. был освоен в эпоху "строгого письма" (см. Полифония). Является основанием некоторых канонов, канонич. секвенции, используется в фугах и родств. формах при сочетаниях темы с удержанным противосложением, при варьировании интермедий и стретт, при сочетаниях тем в сложных фугах, в неполифонич. формах при изложении материала и его преобразовании (в частности, в разработках, репризах). Теория и терминология П. к. детально разработаны С. И. Танеевым.
Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959; Пустыльник И. Я., Подвижной контрапункт и свободное письмо. Л., 1967; Тимофеев Н. А., Превращаемость простых канонов строгого письма..., М., 1981. См. также лит. при ст. Сложный контрапункт. В.П. Фраёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
П..

ФУНКЦИИ ГАРМОНИЧЕСКИЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ХОРЕЗМСКАЯ ТАБУЛАТУРА

ХРОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

ХЭППЕНИНГ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

Музыкальный словарь ver16