на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОЛИМЕТРИЯ (от греч. - многочисленный и - мера, размер) - соединение двух или трёх метров в одновременности, одна из распространённых форм организации полиритмии. Для П. характерно несовпадение метрич. акцентов в разл. голосах. Наиб. яркое выражение П. - сочетание разл. метров на протяжении всего соч. или крупного его раздела. Такая П. встречается редко (сцена бала из "Дон Жуана" Моцарта с контрапунктом 3 танцев в размерах 3/4, 2/4 и 3/8): Более распространены краткие полиметрич. эпизоды, встречающиеся в неустойчивых моментах классич. форм; в некоторых случаях они используются в скерцо как игровые элементы (2-я часть 2-го квартета Бородина): Особым видом является мотивная П. (характерна для соч. И. Ф. Стравинского). Она насчитывает 2-3 пласта, каждый из которых состоит из различных по протяжённости мотивов. В типичных случаях в басу протяжённость мотива неизменна, а в др. голосах переменна; обычно ставится единая для всех голосов тактовая черта (многочисл. образцы П. - в "Весне священной", "Байке", "Свадебке", "История солдата", "Симфонии псалмов", "Симфонии в трёх движениях" и др. произв. Стравинского). В.Н. Холопова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь