на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОЛИТОНАЛЬНОСТЬ (от греч. - многочисленный и тональность) - комплексная тональная структура, части которой, взятые в отдельности, могли бы вне контекста считаться тональностями (см. Полигармония). Внешне П. выглядит как "наложение" одной тональности на другую. Для восприятия полиструктуры как П. необходимы отчетливые функциональные смены в субтональных слоях, а также их фактурное (регистровое, тембровое, пространственное) разобщение: Ф. Стравинский. "Петрушка", 3-я картина. Явление П. возникает при совместном звучании, напр., двух оркестров (на массовом празднике), двух (или более) муз. рядов в наплыве киносцен и т. п. Ошибочно относить к П. полиаккорд, полиладовость и подобные полигармонич. образования на основе единого полиустоя (напр., сочетание субаккорда Des-dur и звукоряда h-c-d-e в фп. прелюдии "Ворота Альгамбры" Дебюсси не создаёт объединения двух простых тональностей Des-dur и C-dur, а образует сложную диссонантную тональность с устоем Des-As-f-ces'-[fes']).
Паисов Ю. И., Политональность в творчестве сов. и заруб, композиторов XX в., М., 1977. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь