на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПОЛЬШИ МУЗЫКА - одна из древнейших слав. муз. культур. Народная П. м. одноголосна, для неё характерна тесная связь песни и танца. Преобладают 3-дольный пунктирный ритм с перемещением акцента с сильной доли такта на слабую и 2-дольный синкопированный. В нар. инструментарии сохранились колотушки, бубны, свистульки, свирели, колокольчики. Среди др. нар. инструментов: струнно-смычковые - скрипки, генсле, мазанки, марины, басетлы и др.; духовые - лигавки, дуды (волынки); ударные - дерев. "клекотки" (трещотки), большой и малый бубны. Популярны старинные нар. танцы: ходзоный (предшественник полонеза), краковяк, мазурка, куявяк, оберек. В 9-10 вв. вместе с католицизмом в Польшу проникло григорианское пение. В 11-12 вв. были открыты церк. певч. школы, учащиеся которых вводили в григорианский хорал интонации нар. музыки. Влияние нар. муз. искусства особенно проявилось в мистериях (с 12 в.), исполнявшихся на лат. яз. странствующими семинаристами, на польск. яз.- потешниками (йокулаторамй). Наряду с церк. музыкой развивалось придв. светское искусство. В 12 в. возникли придв. капеллы, в 13 в. появились т. н. рыцарская песня и внелитургич. духовная песня (напр., "Богородица", популярная поныне), ранние образцы секвенций. Первый известный польск. композитор - Винценты из Кельце (13 в.). В 13 в. зародилась вок. полифония, к-рая проникла в 15 в. в светскую вок.-инстр. музыку (Миколай из Радона). С 14 в. в городах появляются гильдии, а с 16 в. - цехи гор. музыкантов, в университетах вводится преподавание теории музыки (Себастьян из Фельштына), выпускаются сборникн песен и др. нотные издания. В 16 в. с распространением идей Возрождения и Реформации (2-я пол. 16 в.) в П. м. усиливаются светские элементы, возникают песни типа мадригала (Миколай из Кракова), развивается инстр. музыка. Произв. духовной музыки разл. жанров писали Вацлав из Шамотул, М. Гомулка, Марцин из Львова (М. Леополита), Миколай из Кракова, Миколай из Хшанова, Себастьян из Фельштына. Высоким проф. мастерством отличалось пение т. н. рорантистов, исполнявших духовные произв. гл. обр. итал. и нидерл. полифонистов. Музыканты, связанные с протестантизмом, культивировали нац. элементы, издавали песни бытового характера с польск. текстами. Одноврем. бурно развивалась светская музыка (Като Диомед, В. А. Длугорай, Я. Поляк), получившая известность в европ. странах. Славились также струн. инструменты работы польск. мастеров (семья Гроблич, Б. Данкварт). Среди польск. композиторов кон. 16-17 вв., опиравшихся на идеи барокко, - М. Зеленьский (мастер многохорной техники), М. Мельчевский (оба ввели в П. м. жанр концерта), А. Яжембский (также скрипач и архитектор), Б. Пенкель (автор первой польск. оратории), Д. Стахович, А. Пашкевич, С. С. Шажиньский, Г. Г. Горчицкий. В 1628 при корол. дворе силами итал. музыкантов впервые были пост. оперные спектакли. Небольшие оперные труппы и инстр. капеллы из крепостных существовали при дворах магнатов и епископов. В 1724 в Варшаве открылся театр. зал "Операльня", где под рук. польск. дирижёров шли оперные спектакли. В 1765 в Варшаве основан "Т-р Народовы", в котором были поставлены мн. оперы, в т. ч. первая нац. - "Осчастливленная нищета" М. Каменьского (1778). В сер. 18 в. появляются первые польск. симфонии (Я. Щуровский, А. Мильвид, Я. Ваньский, В. Дакковский), написанные гл. обр. в стилях мангеймской школы и ранней венской классической школы. В кон. 18 в. создаются инстр. концерты (Ф. Яневич, Я. Клечиньский). Первые предст. польск. муз. романтизма - М. К. Огиньский, комп. и пианистка М. Шимановская, которые были авторами фп. музыки (гл. обр. танц. пьес). Значит. вклад в развитие П. м, внесли: комп., дирижёр, издатель и педагог Ю. Эльснер (учитель Ф. Шопена), основатель (1821) и директор Ин-та музыки и декламации (позднее - консерватория); комп., дирижёр, педагог и муз. писатель К. Курпиньский, ок. 30 лет руководивший Варшавской оперой (с 1833 в новом здании - "Т-ре Бельки"). Получает развитие польск. муз. фольклористика, основоположником которой был О. Кольберг. К величайшим достижениям П. м. принадлежит творчество Ф. Шопена, выдающегося предст. муз. романтизма. Его творчество составило эпоху в фп. музыке (обновил её жанры и формы), оказало большое влияние на муз. культуру др. стран, в т. ч. России. Создателем польск. классич. нац. оперы стал С. Монюшко ("Галька", 1847; "Страшный двор", 1864, и др.). Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. выдвигаются скрипачи-виртуозы К. Липиньский, Г. Венявский, Ап. Контский (основатель и рук. Варшавского муз. института, 1861-79), пианисты Ю. Венявский, А. Контский, И. Падеревский, композиторы В. Желеньский, З. Московский (первая нац. симф. поэма "Степь"), В 1901 организована Варшавская филармония. В нач. 20 в. участники группы "Молодая Польша" - комп. М. Карлович, К. Шимановский, Г. Фительберг, Л. Ружицкий, А. Шелюто стремились обновить муз. язык, ориентируясь как на нац. (в т. ч. фольклорные) традиции, так и на новейшие течения европ. музыки (поздний романтизм, импрессионизм). Среди исполнителей 2-й пол. 19 - нач. 20 вв.: дирижёры Э. Млынарский, Г. Фительберг, А. Родзиньский, В. Бердяев; пианисты И. Гофман, А. Рубинштейн, Т. Лешетицкий, А. Михаловский, Ю. Турчиньский; клавесинистка В. Ландозска; скрипачи С. Барцевич, Б. Губерман, П. Коханьский, И. Лотто; певцы А. Бандровский, Я. и Э. Решке, А. Дидур, М. Зембрих-Коханьская, Э. Бандровска-Турска, В. Верминьская. Значит. успехи были достигнуты в области муз. образования и музыковедения (З. Яхимецкий, А. Хыбиньский). После воссоздания Польского гос-ва (1918) творч. атмосфера муз. жизни определялась наличием разнородных тенденций, значит. распространение получил неоклассицизм. В 1920-30-х гг. важное значение имела деятельность К. Шимановского, создателя совр. нац. комп. школы. В эти годы мн. молодые композиторы обучались в Париже. Создавались новые муз. общества, оркестры, высшие и средние муз.-уч. заведения. В годы 2-й мировой войны 1939-45 была парализована, однако не полностью заглохла муз. жизнь страны: конспиративно организовывались концерты нац. музыки, велось нелегальное обучение музыке, создавались повстанческие песни (изданы в серии "Песни подпольной борьбы", 1947). После освобождения Польши и образования ПНР началось восстановление художеств. культуры, создались предпосылки для её роста. Композиторы, в т. ч. А. Малявский, С. Вехович, С. Шелиговский, З. Турский, Б. Войтович, работали преим. в рамках сложившихся традиций. Со 2-й пол. 1950-х гг. Польша стала одним из центров совр. муз. течений. Появились произв., в которых используются новейшие приёмы комп. техники (додекафония, пуантилизм, алеаторика, сонорика, электронная музыка). Среди совр. предст. П. м.: композиторы В. Л югославский, К. Пендерецкий, а также Т. Берд, Г. Турецкий, К. Сероцкий, Г. Бацевич, Б. Шабельский, К. Сикорскии, В. Киляр, А. Добровольский, Р. Твардовский, В. Рудзиньский, П. Перковский, В. Шалёнек, А. Блёх, К. Мейер, М. Стаховский, 3. Рудзиньский, 3. Буярский, Э. Кнапик; дирижёры 3. Лятошевский, Б. Водичко, В. Ровицкий, С. Вислоцкий, X. Чиж, Я. Кренц, К. Корд, Е. Семков; хор. дирижёр С. Стулигрош; пианисты Г. Черны-Стефаньска, К. Цимерман, Б. Хессе-Буковская, П. Палечныи; скрипачи Е. Уминьская, И. Дубиска, К. Кулька; певцы Б. Папроцкий, А. Хиольский, Б. Ладыш, В. Охман. Среди музыковедов: С. Лобачевская, З. Лисса, И. Фейхт, Ю. Хоминьский, С. Яроциньский, А. Новак-Романович. В ПНР работают (1988): 9 оперных театров, 8 театров муз. комедии; 29 симф. орк.; ансамбли нар. песни и танца "Мазовше" и "Шлёнск"; филармония (1901), Союз польск. композиторов (1945), муз. взд-во в Кракове (с 1945, с филиалом в Варшаве), 8 высших муз.-уч. заведений, в т. ч. консерватории в Варшаве (с 1946 - Высш. муз. школа), Катовице, Познани и др. Регулярно проводятся Междунар. конкурсы: пианистов им. Ф. Шопена (с 1927, Варшава), скрипачей им. Г. Венявского (с 1935 в Варшаве, с 1952 в Познани; с 1956 - также композиторов, с 1957 - скр. мастеров) и Междунар. муз. фестивали "Варшавская осень" (с 1956), ораториальной музыки "Wratislavia Cantans" (с 1966, Вроцлав), старинной музыки стран Вост. Европы (Быдгощ), джазовой музыки "Джаз джамбори" (с 1958, Варшава), эстр. песни (Сопот); Фестиваль сов. песни (г. Зелёна-Гура) и др. Выходят журн. "Ruch muzyczny", "Muzyka" и др.
Бэлза И. Ф., История польск. муз. культуры, т. I-3, М., 1954-72; Энтелис Л. А., Встречи с совр. польск. музыкой, Л., 1978; Polska wspоfczesna kultura invzyczna 1044-64, Кг., 1968; Erhardt L., Muzyka w Polscc, Warsz., 1974; Zielinski T. A., Style, kierunki i tw6rcy muzyki XX w., Warn:., 1980; Dzieje muzyki polskiej w zarysie, Warsz., 1984; Васulewski K., Polska tworczosc kompozytorska, 1945-1984, Krakow, 1987. Александров, Г. Вишневский.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
П..

МАРДЖАНИШВИЛИ

МГАЛОБЛИШВИЛИ

МЕSSА DI VOCE

МЕЙСТЕРЗИНГЕР

МЕРСИ-АРЖАНТО

МЕЦЦО-СОПРАНО

МОНТЕГЮ-НАТАН

МУЗЫКА ФИЛЬМА

МУЗЫКОВЕДЕНИЕ

МУСУЛМАНКУЛОВ

НЕМЕНОВА-ЛУНЦ

НЕОКЛАССИЦИЗМ

НЕПАЛА МУЗЫКА

НИГЕРА МУЗЫКА

НОТНОЕ ПИСЬМО

НОТОПЕЧАТАНИЕ

НУРМУ-ЛЁВБЕРГ

ПАДРЕ МАРТИНИ

ПОЛИЛАДОВОСТЬ

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ

ПУРАНДАРАДАСА

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ

РИМСКАЯ ОПЕРА

РИМСКАЯ ШКОЛА

РОЛАН-МАНЮЭЛЬ

РУАНДЫ МУЗЫКА

РУИС ЭСПАДЕРО

САNТUS FIRMUS

САNТUS PLANUS

САНЧЕС ФЕРРЕР

СЕРВАЧИНЬСКИЙ

СКРОВАЧЕВСКИЙ

СЛОЖНЫЕ ТАКТЫ

СЛОЖНЫЕ ФОРМЫ

СОЛЛЕРТИНСКИЙ

СОМАЛИ МУЗЫКА

СТАНИСЛАВСКИЙ

СТРОГИЙ СТИЛЬ

СТРОЦЦИ-ПЕЧИЧ

Музыкальный словарь ver16