на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно, делаю вступление), - небольшая инстр. пьеса. Первоначально представляла собой импровизац. характера вступление к осн. пьесе (обычно фуге) 2-частного цикла (П. и фуги Д. Букстехуде, "ХТК" И. С. Баха) или к многочастному циклич. произв. (см. Сюита). В 16-18 вв. складывается жанр П. как самостоят. пьесы, по характеру и типу изложения близкой фантазии. В 19 в. П. становится одним из наиб. распространённых жанров малых форм в творчестве (преим. фп.) композиторов-романтиков (циклы прелюдий Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.). В творчестве композиторов 20 в. жанр П. трактуется многопланово: П. может выполнять вступит. функцию (П. и фуги Д. Д. Шостаковича, Р. К. Щедрина), являться самостоят. пьесой (у С. В. Рахманинова, Шостаковича) или развёрнутой композицией (Prelude op. 44 Шёнберга, "Прелюды" для орк. Дебюсси).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь