на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПУЧЧИНИ (Puccini) Джакомо (1858-1924) - итал. композитор. Род. в семье музыкантов. Учился игре на органе под рук. отца Микеле П. (1813-64) - органиста, дирижёра, композитора, основателя муз. школы в Лукке. С 1872 занимался в Муз. институте им. Дж. Пачини в Лукке (классы органа и фп.), в 1880-83 - в Миланской конс. у А. Баццини (муз.-теоретич. предметы) и А. Понкьелли (композиция). Уже первая опера "Виллисы" (1883) принесла П. успех и определила его творч. путь как оперного композитора. Творчество складывалось под воздействием веризма, однако композитор преодолел его ограниченность. Выразит. средства, используемые П., значительно богаче, разнообразнее, тоньше. Он глубоко раскрывает сложную психологию героев, изображая правдивые остродрам. жизненные ситуации. В центре опер П. - образ женщины, способной на жертву во имя любви. Осн. средство муз. выразительности - напевная мелодия, связанная с итал. бытовой песней. П. создал гибкий речитативно-ариозный стиль, поручив оркестру роль активного участника лирич. драмы; широко использовал приёмы лейтмотивного развития, а также импрессионистич. звукописи. Лучшие оперы П.: "Богема" (1895), "Тоска" (1899), "Мадам Баттерфлай" (1903). В последней опере "Турандот" (1924, завершена Ф. Альфано) П. отошёл от характерной для предыдущих опер камерности, соединив в ней лиризм с героикой и трагедийностью. Композитор-новатор, П. развил реалистич. тенденции позднего периода творчества Дж. Верди, внёс большой вклад в оперное искусство 20 в. Оперы - Виллисы (1884, Милан), Эдгар (1889, там же), Манон Леско (1893, Турин), Богема (1896, там же), Тоска (1900, Рим), Мадам Баттерфлай (1904, Милан), Девушка с Запада (1910, Нью-Йорк), Ласточка (1917, Монте-Карло), Триптих (Плащ, Сестра Анджелика, Джанни Скикки, 1918, Нью-Йорк), Турандот (1926, Милан); для голосов и орк. - месса, кантата Сыны прекрасной Италии (1877) и др.; для орк. - симф. каприччио и др.; кам.-инстр. ансамбли, произв. для хора и голоса с фп.; фуги, прелюдии для органа и др. Письма, пер. с итал., сост., коммент., вступ. ст. Т. Келдыш, Л., 1971.
Келдыш Т., Дж. Пуччини, Л., 1962; её же, Дж. Пуччини, Л" 1968; Нестьев И., Дж. Пуччини. Очерк жизни и творчества, М., 1966; Данилевич Л. В., Дж. Пуччини, М., 1969; Левашева О., Пуччини и его современники, М., 1980; Amy D., Puccini. L'homme et son oeuvre, [P., 1970]; Таrоzzу G., Puccini. La fine del bel canto, Mil., 1972; Масdоnald R. S., Puccini: king of verismo, N. Y., 1973; Сasini C., O. Puccini, Torino, 1978; Кrausе Е., Puccini, Lpz., 1985.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь