на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШОПЕН (Chopin) Фридерик (1810 - 49) - польский композитор, пианист. Первонач. муз. образование получил у В. Живного, затем обучался под рук. Ю. Эльснера в Высш. муз. школе в Варшаве. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши (восстание под рук. Т. Костюшко в 1794, в котором принимал участие отец композитора - Николай Ш., выходец из Франции), а также идеи польск. лит. романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий). Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста (первые полонезы изд. в 1817) развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюц. Варшавы, где Ш. усваивал опыт польск. композиторов (Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского и др.) и венской классической школы, В ранних произв. органично использованы обработки нар. мелодий (Большая фантазия на польск. темы B-dur для фп. с орк.), освоены жанры фп. миниатюр (в т. ч. ноктюрн), а также крупные формы (соната для фп. № 1, фп. трио). Вершины раннего периода - 2 концерта для фп. с оркестром. Ш. -виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и 1830 - 31. После поражения польск. восстания (1830 - 31) Ш., связанный с участниками восстания, не смог вернуться на родину и остался до конца жизни в Париже, куда прибыл осенью 1831. Париж обогатил его новыми впечатлениями лит., художеств. и муз. жизни (знакомство с Г. Гейне, Ж, Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др.). Отказавшись от карьеры виртуоза (Ш. много выступал в открытых концертах только в первые годы жизни в Париже), он сосредоточил свои поиски в области комп. творчества, создав в 1830 - 40-х гг. выдающиеся произв. в разл. жанрах фп. музыки. Их объединяет тема Родины, приобретающая то героико-драм. и трагедийный характер (этюд № 12, прелюдии a-moll и d-moll, скерцо № 1, баллада № 1, соната b-moll с траурным маршем, полонезы es-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны, мазурки), нар. -жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезы A-dur, As-dur). В произв. 1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение (фантазия f-moll, соната h-moll и др.). В 1835 " 1836 Ш. выезжал в Германию, в 1837 - в Лондон. Зиму 1838 - 39 провёл на острове Майорка (Испания). В последние годы жизнь Ш. осложнилась необеспеченным материальным положением, разрывом с Ж. Санд и тяжёлой болезнью. После кончины Ш. его сердце (по желанию композитора) было перевезено на родину, в Желязову-Волю. Глубоко национальное и подлинно нар. творчество Ш. - родоначальника польск. муз. классики, выдающегося пианиста своего времени - уникальное явление в истории музыки. Ограничив себя почти исключительно рамками фп. музыки, он сконцентрировал в ней разнообразнейшие и наиб. перспективные художеств. тенденции времени. художеств. мир Ш. отличается универсализмом: глубочайшая психологичность и сокровенный лиризм сочетаются с постоянным ощущением объективной жизненной реальности, тонкость в передаче отд. настроений - с крупным рельефом драм. развития, мечтательная созерцательность - с активной действенностью. Характерная особенность его муз. языка - новаторский синтез. Композитор-романтик, Ш. в своих соч. развивал принципы бетховенского симф. метода, а также (в миниатюрах) баховских импровизац, форм. В то же время его произв. отличает моцартовское совершенство пропорций. Мелодика Ш. соединила вокальность и инструментальность, песенность и танцевальность, кантиленное и речевое начала, претворила характерные черты польск. нар. мелоса и итал. оперного бельканто. В ладово-гармонич. сфере опора на диатонич. лады соединилась с утончённой хроматикой, ладовая переменность - с развитой модуляционной (в т. ч. и энгармонической) техникой, предвосхитившей мн. открытия в области гармонии Ф. Листа, Р. Вагнера, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина. Ш. раскрыл богатейшие возможности фп. фактуры, создав выразит. типы фигурац. тематизма, "поющей" гармонии. Фп. стиль Ш., тесно связанный с его исполнит. стилем, отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостью и пластичностью, сочетанием крупного штриха с тончайшей отделкой деталей, поэтич. одухотворённостью целого. Влияние разнообразнейших жанровых связей Ш. сказалось на всех выразит. средствах (в т. ч. и на ритмике). Разные типы польск. деревенских и гор. танцев (мазур, куявяк, оберек, полонез), вальс, хорал, марш, их жанровые признаки, появляясь в разл. комбинациях, подтверждают глубинную жизненную основу музыки Ш. и придают ей особую многомерность и содержательную ёмкость. Жанры и формы фп. творчества Ш. обобщают важнейшие тенденции муз. романтизма. Равнозначное место занимают у Ш. и миниатюра, н крупная (одночастная или циклическая) форма. Он возродил на романтич. основе жанр прелюдии, создал образцы художеств. (концертного) этюда, облёк в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танц. жанров - мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инстр. баллады, черты которой проникли во мн. его соч., превратил в самостоят. жанр скерцо, создал замечат. образец романтич. фантазиu. В балладах, скерцо, фантазиях складывается одночастная смешанная, (свободная) форма с чертами внутр. цикличности. Зрелые сонаты Ш. по своей концепционности и интенсивности развития рмнозначны. симфониям. Творчество Ш. оказало огромное влияние на мн. поколения музыкантов. С 1927 в Варшаве каждые 5 лет проводятся междунар. конкурсы пианистов имени Ш. В 1934 организован Ин-т Ш. (с 1950 - Об-во им. Ф. Шопена). Об-ва Ш. существуют в ЧССР, ГДР, Австрии, до 2-й мировой войны 1939 - 45 существовало во Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Ш., в 1985 - основана Междунар. федерация обществ Ш. Для фп. с орк. - 2 концерта (1829,1830), вариации (1828), рондо (1828), фантазия (1829), Andante spianato и полонез (1831 - 35): кам. - инстр. ансамбли - соната для влч. и фп. (1846), интродукция и полонез для фп. и влч. (18301, фп. трио (1829) и др.; для фп. - 3 сонаты (1828 - 44), фантазия (1841), 4 баллалы (1835 - 42), 4 Скерцо (1832 - 42). 4 экспромта (1834 - 42), 21 ноктюрн (1827 - 46), 4 рондо (1825 - 34), 27 этюдов (1829 - 39), 17 вальсов (1827 - 47), ок. 60 мазурок, 16 полонезов (1817 - 46), 25 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдия, 1831 - 39), тарантелла (1841), болеро (1833), 3 экоссеза (1830), бар"арола (1846), колыбельная (1844), неск. циклов вариаций и др.; 19 песен для голоса с фп. (1829 - 47). Шопен Ф. Поли. собр. соч. для фп. под общей ред. Г. Г. Нейгауза и Л. Н. Оборина, т. 1, 3 - 7, 11, М. - Л., 1950 - 62; F. Chopin. Dzieta fortepianowe, red. Y. Kleczynskiego, L 1 - 12, Warsz., 1882; Brown M. J. E., Chopin: an index of his works in chronological order, L., a!972. Письма, пер. Л. Гольденвейзера, под ред. Л. Б. Гольденвейзера, М., 1929; Письма, рус. пер. С. А. Семеновского н Г. С. Кухарского, сост. и комментарии Г. С. Кухарского, под ред. А. Соловцова, М., 1964; Зт. 1 - 2, 1982 - 84.
Асафьев Б. (И. Глебов), Шопен. Опыт характеристики, М., 1922; Лейхтентритт Г., Ф. Шопен, пер. с нем., М., 1930; Богданов-Березовский В., Шопен, Л., 1935; Пасхалов В., Шопен и польск. нар. музыка, Л. - М., 1949; Лист Ф., Ф. Шопен, [пер. с франц.), М., 21956; Кобылянская К., Шопен на родине. Документы и мемории, пер. с польск., 3Краков, 1957; Ф. Шопен, М., 1961; Ф. Шопен. Статьи и исследования сов. музыковедов, М., 1960; Соловцов А., Ф. Шопен. Жизнь и творчество, М., 1960 (с библ.); Ивашкевич Я., Шопен, пер. с польск., М., 1963; Тюлин Ю., О программности в произв. Шопена, М., 31968; Бэл за И., Шопен, М., 1968; Шопен, каким мы его слышим. [Сб. ст. ], сост. С. М. Хентова, М., 1970; Мазелк Л. А., Исследования оШопене, М., 1971; Шуман Р., О музыке и музыкантах. Собр. ст., [пер. с нем. ], т. 1 - 2, М., 1975 - 79; Николаев В., Шопен-педагог, М., 1980; Цуккерман В., Десять "мелодий века", "СМ", 1985, №10; Karasowski М., F. Chopin, t. 1 - 2, Warsz., 1882; Noskowski Z., Istota utwordw Chopina, Warsz., 1902; R о go w ski L. M., F. Chopin. Sylwetka ducha i twurczosci, Wilno, 1908; Cane he E., Fr. Chopin. Sa vie el ses ceuvres, 1810 - 49, P., 1949; "Muzyka", Warsz., 1932, N5 - 6 (номера, посв. Ш.); L i s s a Z., Chopin, Warsz., 1949; Sydow B. E., Bibliografia F. F. Chopina, Warsz., 1949; "Peuple amis". P., [1949] (номер, посв. Ш.); "Kwartalnik muzyczny", 1949, N 26/27 (сдвоенный номер, посв. Ш.); "La Revue musicale", 1955, N 229 (номер, посв. Ш.); F. F. Chopin, Warsz., 1960; F. Chopin. Profiles of the man and the musician, ed. by A. Walker, L., 1966; Yezewska Z., F. Chopin, Warsz., 1969; 1973 M i с ha to wski K., Bibliografia Chopinowska, Kr., 1970; Ei ge Idi n ger J. -J., Chopin vu par ses eleves, Neuchatel, 1979; S z u l с M. A., F. Chopin i utwory jego muzyczne. . ., Krakow, 1986. E. M. Царева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь