на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906 - 75) - советский композитор, пианист, педагог, муз. -обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Д-р искусстведения (1965). Герой Соц. Труда (1966). Чл. КПСС с 1960. Окончил Ленингр. конс. у Л. В. Николаева (фп., 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925). Концертировал как пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения (на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве награждён почётным дипломом, 1927). С 1937 преподавал композицию (с 1939 проф.) в Ленинградской, в 1943 - 48 - в Моск. конс. Среди учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секр. СК СССР (с 1957), СК РСФСР (в 1960 - 68, 1-й секр.). Чл. Сов. комитета защиты мира (с 1949), Славянского к-та СССР (с 1942), Всемирного к-та защиты мира (с 1968). През. общества СССР - Австрия (с 1958), Почётный чл. ряда заруб. академий искусств, почётный доктор мн. университетов. Междунар. пр. Мира (1954), Ленинская пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Гос. пр. РСФСР (1974), Гос. пр. УССР (1976), пр. им. Я. Сибелиуса (1958).
Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Ш. стало классикой сов. и мировой муз. культуры 20 в. Особенно велико значение Ш. -симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагич. конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости. Продолжая лучшие традиции рус. и заруб. музыки (И. С. Бах, Л. Бетховен, Б. Малер, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский), Ш. создал свой неповторимо-индивидуальный стиль, черты которого (динамика развития, неожиданность контрастов и образных перевоплощений тематизма, тонкая лирика, нередко окрашенная юмором или иронией, полифонизация фактуры) проявились уже в 1-й симф. (1925), принёсшей известность автору. О гворч. зрелости Ш. свидетельствуют 4-я (1936) и 5-я (1937) симфонии (идею последней композитор определил как "становление личности" - от сумрачных раздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждеккю). 7-я симф. (1941) - выдающийся памятник героизму сов. народа в годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 - начата в осаждённом Ленинграде и посв. этому городу. Драматургия симфоний основана на резком образном конфликте темы Родины и темы фаш. нашествия; пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большой политич. резонанс во всём мире. 8-я симф. (1943), также связанная с воен. тематикой, предвосхитила ряд произв. Ш., вдохновлённых движением борьбы за мир. 10-ю симф. (1953) отличает внедрение песенных интонаций и приёмов развёртывания. 11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии, посв. Революции 1905 и Окт. революции 1917, ознаменовали обращение Ш. к программности. 11-я симф., построенная на мелодиях подлинных резолюц. песен, опиралась на опыт музыки к ист. -революц. фильмам 30-х гг. и "Десяти поэм" для хора на слова рус. революц. поэтов (1951). 12-я симф., посв. В. И. Ленину, раскрывает идею революц. борьбы народа во имя свободы и счастья. 13-я симф. (на стихи Е. А. Евтушенко, 1962) - симф. -оратория, плакатно-броская по муз. языку, посв. актуальным проблемам гражд. нравственности, бичуя кровавые преступления расизма, она славит нар. юмор, душевную красоту и долготерпение рус. женщины, бескорыстное служение истине. 14-я симф. (на стихи Ф. Гарсии Лорки и др., 1969), камерная по составу и масштабам частей, не уступает монументальным симфониям по широте охвата жизненных явлений и их философскому осмыслению. Это произв., прототипом которого, по признанию автора, были "Песни и пляски смерти" Мусоргского, сконцентрировало трагедийность и проникновенную лирику, гротеск и драматизм. 15-я симф. (1971) замыкает эволюцию позднего симфонизма Ш., отчасти перекликаясь с некоторыми ранними его произв. В ткань симфонии органично включены цитаты из увертюры к "Вильгельму Теллю" Россини и мотив судьбы из "Кольца нибелунга".
Большой вклад внёс Ш. в развитие муз. театра. Однако его деятельность в этой области была грубо прервана появлением редакц. статей газ. "Правда" - "Сумбур вместо музыки" (28 янв. 1936) и "Балетная фальшь" (6 февр. 1936). Заметное влияние на сценич. произв. Ш. оказал В. Э. Мейерхольд. Опера "Нос" - оригинальное муз. воплощение повести И. В. Гоголя, отличается быстрым чередованием эпизодов, смелым употреблением сложных средств совр. комп. техники, многопланово-контрапунктич. строением массовых и ансамблевых сцен. Важнейшей вехой в творчестве Ш. и в истории оперного искусства стала опера "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", по Н. С. Лескову, 1932), где сатирическая заостренность в обрисовке отрицат. персонажей сочетается с одухотворенной лирикой и суровым, возвыш. трагизмом. Правдивость и сочность муз. портретов, психологическая углублённость, обобщение нар. -песенных интонаций, особенно в финале, в картине каторги, говорят о близости Ш. к искусству М. П. Мусоргского. Идейно-эстетич. заветы и выразит, средства последнего нашли отражение в эпич. широте вок. -симф. поэмы "Казнь Степана Разина" (на сл. Евтушенко, 1964), в раскрытии темы "маленького человека" вок. цикле "Из евр. нар. поэзии" (1948). Ш. осуществил орк. ред. опер "Борис Годунов" (1940) и "Хованщина" (1959), оркестровку вок. цикла "Песни и пляски смерти" (1962). Крупными событиями сов. муз. жизни было появление неск. концертов для фп., для скр., для влч. с оркестром, мн. камерных произв. Ш.: фп. квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, 15 струн. квартетов, 24 прелюдии и фуги для фп. (первый подобный цикл в отечеств, музыке), циклы романсов на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти. Нарочитая простота письма некоторых соч. кон. 40-х - нач. 50-х гг. (оратория "Песнь о лесах", 1949; вок. цикл на сл. Долматовского, 1951; кантата "Над Родиной нашей солнце сияет", 1952) объясняется стремлением композитора ответить на обвинения в "антинар. формализме", выдвинутые тенденциозным постановлением ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели" от 10 февр. 1948. Многолетняя работа Ш. в кино характеризуется созданием муз. образов, использованием гор. фольклора и рабочей революц. массовой песни ("Златые горы", 1931; "Встречный", 1932; трилогия о Максиме, 1935 - 39; "Человек с ружьём", 1938; "Молодая гвардия", 1948; "Овод", 1955), музыке более поздних к. -ф. присущи симфонизиров. принципы развития ("Гамлет", 1964; "Король Лир", 1971). Творчество Ш., завоевавшее ныне всеобщее признание, оказало значит. воздействие на развитие сов. и мирового муз. искусства. Оперы - Нос (по Н. В. Гоголю, 1930, Ленинград), Леда Макбет Мценского уезда (Катерина Измаилом, по H. С. Лескову, 1934, Ленинград, Москва; новая ред. 1956, пост. 1963, Москва), Игроки (по Гоголю, не окончена, конц. исп., 1978, Ленинград); балеты - Золотой век (1930, Ленинград), Болт (1931, там же), Светлый ручей (1935, Ленинград, Москва); муз. комедия Москва - Черёмушки (1959, Москва); для солистов, хора и орк. - оратория Песнь о лесах (сл. Е, А. Долматовского, 1949), кантата Над Родиной нашей солнце сияет (сл. Долматовского, 1952), Поэма о Родине (1947), сатирич. кантата Раёк (сл. Л. Н. Лебединского, ок. I960), Казнь Степана Разина (сл. В. А. Евтушенко, 1964); для хора c орк. - Гимн РСФСР (сл. С. П. Щипачёва, 1945), Гимн Москве (1947); для орк. - 15 симф. (1925; Октябрю, 1927; Первомайская, 1929; 1936; 1937; 1939; 1941; 1943; 1945; 1953; 1905 год, 1957; 1917 год, 1961; 1962; 1969; 1971), Праздничная увертюра (1954), симф. поэма Октябрь (1967), увертюры, сюиты н др.; концерты с орк. - 2дляфп. (1933,1957), 2 для скр. (1948, 1967), 2 для влч. (1959, 1966); кам. -инстр. ансамбли - сонаты для скр. (1968), для альта (1975), для влч. (1934) с фп., 2 фп. трио (1923, 1944), 15 струн. квартетов (1938, 1944, 1946, 1949, 1952, 1956, I960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974), фп. квинтет (1940); для фп. - 2 сонаты (1926, 1942), 24 прелюдия (1933), 24 прелюдии и фуги (1951) и др.; для хора a cappella - 10 поэм на слова рус. революц. поэтов (1951) идр.; 7 романсов на сл. А. А. Блока для голоса, скр., влч. и фп. (1967); для голоса с фп. - вок. цикл Из евр. нар. поэзии для сопрано, контральто и тенора с чрп. (1948); романсы ипесни на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Черного, М. И. Цветаевой, М. А. Светлова, У. Шекспира, Р. Вернее и др., сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (для баса с фп., 1974) и др.; музыка к спектаклям драм. театра, к. -ф.
Д. Шостакович о времени и о себе, М., 1980, и др. Данилевич Л., Д. Д. Шостакович, М., 1958; его же, Д. Шостакович. Жизнь и творчество, М., 1980; Бобровский В., Кам. инетр. ансамбли Д. Шостаковича, М., 1961; Орлов Г., Симфонии Шостаковича, Л., 1962; Мартынов И. И., Д. Шостакович. Творч. портрет, М., 1962; Сабинина М. Д., Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости, М., 1965; её же, Шостакович - симфонист, М., 1976; её ж е, Шостакович, в кн.: Музыка XX в., ч. 2, кн. 4, М., 1984; Д. Шостакович, [сб. ], М., 1967; Дельсон В. Ю., Фп. творчество Д. Д. Шостаковича, М., 1971; Хентова С. М., Молодые годы Шостаковича, кн. 1 - 2, Л. - М., 1975 - 80; её же, Д. Д. Шостакович в годы Великой Отечеств, войны, Л., 1979; её же, Шостакович. Тридцатилетие 1945 - 1975. Л., 1982; её же, Шостакович. Жизнь и творчество, т. 1 - 2, Л., 1985 - 86; Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976; Володина М., Д. Шостакович. Нотографич. справочник, М., 1976; Третьякова Л. С., Д. Шостакович, М., 1976; Богдан ова А. В., Оперы и балеты Шостаковича, М., 1979; Шагинян М. С., О Шостаковиче, М., 1979; Лукьянова Н. В;, Д. Д. Шостакович, М., 1980; Сокольский М. М., Мусоргский. Шостакович, М., 1983;Мазель Л., Этюды о Шостаковиче, М., 1986; Н о f f m a n n R. М., О. Chostakovitch, P., 1963; Meyer K., D. Schostakowitsch, Lpz., 1980; Sire lie г F., D. Schosiakowitsch, Lpz., 1982. М. Д. Сабинина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь