на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАЗРАБОТКА - 1) (нем. Verarbeitung, Ausarbeitung; англ. development; франц. developpement) - развитие муз. материала, предполагающее вычленение отд. элементов, подвергающихся преобразованиям, Приёмы Р.: структурные (дробление темы на фразы, мотивы), звуковысотные (интервальное расширение, сжатие мотивов, обращекие; гармонич. и тональное обновление, в т. ч. секвенции), ритмические (увеличение, уменьшение) фактурно-тембровые (в т. ч. переоркестровка), полифонические (имитации, канонич. секвенции, фугато). Р. применяется в развивающих средних разделах простых форм (гл. обр. в середине 3-частной), в разработке (см. ниже), в связующей партии и иногда в коде сонатной формы, рондо-сонаты. Формируясь в музыке 7 - 1-й пол 18 вв. (в т. ч. в интермедиях фуги, старинной концертной формы), Р. стала осн. методом развития у композиторов венской классической школы; сохраняет важное значение в соч. 19-20 вв. 2) (нем. Durchfuhrung, Durchfuhrungsleil; англ. development section; франц. partie du developpement) - центральный раздел сонатной формы и рондо-сонаты, а также некоторых свободных и смешанных форм, где разрабатываются темы экспозиции. Иногда Р. сонатной формы включает в себя эпизод, излагающий новую тему ("Р. с эпизодом", напр. в 1-й части 3-й симф. Бетховена), или полностью заменяется эпизодом на новом муз. материале ("сонатная форма с эпизодом вместо Р.", напр. в ряде фп. сонат и симфоний В. Л. Моцарта, во 2-й части 7-й фп. сонаты Бетховена). в См. лит. при ст. Форма музыкальная. Т. С. Кюрегян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь