на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873-1943) - рус. композитор, пианист, дирижёр. Его дед Аркадий Александрович Р. (1808-81) - пианист-любитель, автор салонных романсов. С 4-5-летнего возраста Р. играл на фп. С 1882 занимался в Петерб., с 1885-в Моск. конс. Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фп.), А. С. Лренский и С. И. Танеев (теоретич. предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1-й концерт для фп. с орк. (1891; 2-я ред. 1917), ряд фп., кам.-инстр. произв., романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученич. соч. Р. самобытное дарование. Окончил Моск. конс. как пианист (1891) и композитор (1892; дипломная работа - опера "Алеко"). В сезон 1897/98 дирижёр Моск. частной рус. оперы (здесь началась дружба Р. с Ф. И. Шаляпиным), в 1904-06 - Большого театра. Участвовал также в симф. концертах. Постоянно концертировал как пианист и дирижёр в России и за рубежом (впервые в Лондоне в 1899). В 1909-12 активно участвовал в деятельности РМО (чл. дирекции Моск. отд., инспектор музыки при Гл. дирекции). В 1900-е гг. были созданы мн. из наиб. значит. его сочинений. В кон. 1917 Р. уехал на гастроли в Скандинавию, с 1918 поселился в США. В 1918-43 занимался преим. конц.-пианистич. деятельностью (выступал в странах Европы, Америки). В созданных в эти годы немногих произв. тема родины переплетается с мотивом трагич. одиночества композитора, оторванного от родной почвы. Живя за рубежом, Р. оставался рус. художником, патриотом. В 1941-42 выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии. принадлежит к числу крупнейших композиторов рубежа 19-20 вв. Обострённо-лирич. ощущение грандиозных социальных потрясений связано у Р. с воплощением образа родины. Был проникновенным певцом рус. природы. В его музыке тесно сосуществуют страстные, бурные порывы и упоённая поэтич. созерцательность, волевая решимость и трепетная настороженность, мрачный трагизм и восторженная гимничность. Музыка обладает неповторимым мелодич. и подголосочно-полифонич. богатством, идущим от рус. нар. песенности и особенностей знаменного распева. Одна из отличит. черт муз. стиля Р. - органичное сочетание широты и свободы мелодич. дыхания с упругим и энергичным ритмом. Для своеобразного гармонич. языка его музыки характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Творч. наследие Р. включает разл. жанры, однако центр. место в нём принадлежит фп. произв. - один из величайших пианистов мира. Феноменальная техника, виртуозное мастерство были подчинены в игре Р. высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Эти же качества отличали его дирижёрское искусство. В селе Ивановка Тамбовской обл. создан мемориальный музей Р. (1982). Оперы - Алеко (1893, Москва), Скупой рыцарь, Франческа да Римини (обе - 1904, пост. 1906, Москва); для солистов, хора и орк. - кантата Весна (1902), поэма Колокола (1913); для орк. -3 симф. (1895, 1907, 1936), фантазия Утёс (1893), Остров мёртвых (1909), Симф. танцы (1940) и др.; для фп. с орк. - 4 концерта (1891, 2-я ред. 1917; 1901; 1909; 1926, 3-я ред. 1941), Рапсодия на тему Паганини (1934); кам.-инстр. ансамбли, в т. ч. Элегич. трио (Памяти великого художника, 1893); для фп. - сонаты, муз. моменты, этюды-картины, прелюдии и др.; 2 сюиты для 2 фп.; хоры (с орк., с фп.), хоры a cappella - Литургия Иоанна Златоуста, Всенощное бдение; романсы; транскрипции и переложения. Полн. собр. соч. для фп., т. 1-4, М., 1948-51; Романсы. Полн. собр., т. 1-2, М., 1973.
Лит. наследие, т. 1-3, М., 1978-80.
С. В. Рахманинов. Сб. статей и материалов, М.-Л., 1947; Келдыш Ю., Рахманинов и его время, М., 1973; Брянцева В. Н., С. В. Рахманинов, М., 1976; Соколова О., С. В. Рахманинов, 3М., 1987; Воспоминания о Рахманинове, сост., ред., коммент. и предисл. З. Апетян, т. 1-2, 5М., 1988.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь