на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕАЛИЗМ (от позднелат. realis - вещественный, действительный) - творческий метод в искусстве, подразумевающий правдивое и многостороннее отражение действительности специфич. средствами, присущими определ. виду искусства. Марксистско-ленинская теория искусства рассматривает Р. в двух аспектах. Согласно первому, Р. представляет собой осн. направление поступательного развития искусства как способа духовно-практич. освоения действительности, тесно связанное с прогрессивными социальными и эстетич. идеалами. В каждый новый историч. период Р. обретает новый облик, то обнаруживаясь в виде более или менее отчётливо выраженной тенденции, то кристаллизуясь в законченный метод, определяющий характер художеств. культуры своего времени. Согласно второму аспекту, Р. ограничен определ. хронологич. рамками, представляя собой исторически и типологически конкретную форму творч. мышления. С этой точки зрения начало развития Р. в литературе и изобразит. искусстве связывается либо с эпохой Возрождения, либо с 18 в. Наиб. полное раскрытие специфич. черт Р. в прошлом усматривается в искусстве 19 в. Нек-рые теоретики не считают возможным говорить о Р. в музыке, т. к. для муз. искусства неспецифично отражение жизни в формах самой жизни. Однако с того момента, когда термин "Р." вошёл в эстетику и критику (1860-е гг.), он применялся и по отношению к музыке (впервые - В. В. Стасовым). Наиб. широкая и фундаментальная концепция Р. в музыке дана Б. В. Асафьевым, который пришёл к выводу об историч. законе "вбирания" в интонацию смысла тех конкретных социальных ситуаций, в которых создаётся, бытует и воспринимается музыка. Этот смысл, закрепляясь за определ. звукосоотношениями, становится их эмоц.-психологич. содержанием. Т. о., формируется "интонационный фонд эпохи", который отражает свойственные данному времени и культуре умонастроения и психологич. установки. В европ. проф. музыке реалистич. черты проявились в разл. художеств. направлениях. Начиная с 17 в. тенденция реалистич. типизации в наследии К. Монтеверди, Г. Шютца нашла выразит. претворение в речевых интонациях их произведений. В 1-й пол. 18 в. гигантская мощь обобщения в музыке И. С. Баха воплощала реалистич. тенденцию, связанную с опорой интонац. мышления на нар. и хоральный мелос, тесно сопряжённый с этич. и идейно-эмоц. установками человека той эпохи. В 18 в. в русле просветительской идеологии создаётся теория Р. (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Э. М. Гретри), связывающая правдивость муз. выражения с опорой на демократия, муз. вкусы. Практич. параллелью этим теоретич. взглядам стала комическая опера. Сильная реалистич. тенденция присутствует в творчестве композиторов венской классической школы, давших образцы высоких обобщений психологич. строя человека, гуманистич. ценностей и идеалов. У крупнейших композиторов-романтиков элементы собственно романтич. эстетики тесно переплетались с реалистическими. Обратившись преим. к внутр. миру человека, романтики достигли правдивой типизация эмоц. жизни в её динамизме, внутр. конфликтности, целостности. С др. стороны, обращение к программной музыке ввело в романтич. образность звуковые картины конкретной действительности, параллельной или противопоставляемой психологич. состояниям. Так формировался осн. принцип муз. Р.: постижение действительности через эмоц.-психологич. состояние человека, а внутр. психологич. жизни - через драматизм внешней истории, с которой неразрывно связана человеческая личность. Мятежная страстность музыки П. И. Чайковского, сила и острота выражения в ней напряженных драм. конфликтов осознаются и как обобщение внутр. строя человеческой эмоциональности, и как типизация социальных конфликтов, и, наконец, как выражение противоречивых соотношений между личностью и внешним миром. Основоположник реалистич. школы в рус. музыке - М. И. Глинка, чьи традиции получили развитие в творчестве крупнейших рус. композиторов 19 - нач. 20 вв. "Родоначальником реализма в музыке", по определению В. В. Стасова, был и А. С. Даргомыжский. Стасов отмечал также выдающийся вклад в муз. реализм М. П. Мусоргского. В классич. рус. музыке Р. получил яркое, неповторимое выражение в эпич. операх А. П. Бородина и Н. А. Римского-Корсакова, в лирико-драм. соч. П. И. Чайковского, в музыке М. А. Балакирева, С. И. Танеева, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина и др. Рус. композиторы обогатили реалистич. направление новым кругом образов, связанных как с повседневной жизнью народа, так и с история, движениями масс, как с гармоничным самоощущением личности, так и с её внутр. конфликтностью, с коллизиями разл. столкновении личности и социальных условий, препятствующих её развитию и самоутверждению. Критич. элемент в муз. Р. рус. школы представал подчас в виде реалистич. гротеска ("Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Раёк" Мусоргского, позднее - "Нос" Шостаковича). В творчестве зап.-европ. композиторов 2-й пол. 19 в. также прослеживаются реалистич. тенденции (Р. Вагнер, Ж. Бизе, Дж. Верди, И. Брамс, А. Брукнер и др.). В кон. 19 - нач. 20 вв. муз. Р. испытал влияние натурализма (см. Веризм), эстетики модернизма. Сохраняя свои основные, определяющие признаки, Р. в музыке 20 в. обретает новые, более сложные формы. Круг типич. интонаций расширяется, вбирая, с одной стороны, глубинные интонац. пласты нар. культур (3. Кодай, Б. Барток, К. Шимановский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян, К. Караев, Р. К. Щедрин и др.), с др. стороны - влияния звуковой среды современности, включая моторику, связанную с миром техники, массовыми шествиями, образами гор. жизни и т. п. Сложно отношение к Р. музыки таких композиторов, как А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн, глубоко отразивших противоречивое сознание совр. человека в условиях острой конфликтной историч. действительности. Расширившийся круг типизиров. интонаций и жанрово-драматургич. моделей предопределил многообразие реалистич. музыки 20 в., в т. ч. и развивающейся в русле сов. муз. культуры (см. Советская музыка). См. также Народность искусства. Адамян А., Вопросы искусства в свете марксистско-ленинской теории отражения, в его кн.: Статьи об искусстве, М., 1961; Альшванг А., Проблемы жанрового реализма, в его кн.: Избр. соч., т. 1, М., 1964; Сохор А., Стиль, метод, направление, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, М. - Л., 1965; Асафьев В. В., Муз. форма как процесс, кн. 1-2, Л., 1971; Фарбштейн А., Теория реализма и проблемы муз. эстетики, Л., 1973; Палиевскнй П. В., Пути реализма, М., 1974; Ауэрбах Э., Мимесис, пер. с нем., М., 1976; Раппопорт С. X., Реализм и муз. искусство, в сб.: Эстетич. очерки.в. 5, М., 1979; Шахназарова Н. Г., Б. В. Асафьев. Теория интонации и проблема муз. реализма, в кн.: Художники социалистич. культуры. Эстетич. концепции, М., 1981; Lukics О., Die Eigenart des Xsthetischen, Tl. 1-2, (Neuwied am Rhein], 1963; Riethmuller A., Die Musik als Abbild der Realitat..., Wiesbaden, 1976 (Beihefte zum AfMw, Bd 15); Dahlhaus C., Musikalischer Realismus: zur Musikgeschichte del 19. Jahrhunderts, Munch.-Z.. 1982. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь