на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕВЕРБЕРАЦИЯ (от позднелат. reverberatio - отражение) - остаточное звучание, распространяющееся в помещении после прекращения колебаний источника звука. Р. обусловлена соотношением процессов отражения и поглощения звуковой энергии поверхностями помещения, предметами, людьми. Р. измеряется временем затухания стандартного сигнала (1000 герц) от максимума до порога слышимости. Наряду с диффузией (равномерностью распределения звуковой энергии в помещении) и частотной характеристикой отражающих материалов Р. - важная характеристика окустики помещения. Помещение с большой Р. оценивается как гулкое, с малой - как сухое, заглушённое. Оптимальная Р. определяется объёмом и предназначением помещения: для лекций, драм. спектаклей необходима небольшая Р. (~0,5 с), для симф., орг. концертов - большая (~1,5-2 с). Напр., Колонный зал Дома Союзов в Москве с объёмом 12500 м 3, наполненный публикой, имеет оптимальную для него Р. - 1,72 с.
Качерович А., Акустика зрительного зала, М" 1968. См. также лит. прв ст. Акустика музыкальная.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь