на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕКВИЕМ (от лат. requies - покой, отдых, успокоение) - траурная заупокойная месса (messa pro defunctis - месса о мёртвых). Название происходит от начальных слов интроита (см. схему в ст. Месса) "Requiem aeternam dona eis, Domine" ("Вечный покой даруй им, Господи"). Порядок муз. частей установился в 14 в. в рим. ритуале: интроит "Requiem aeternam", "Kyrie", градуал "Requiem aeternam", вместо аллилуйи - трактус "Absolve Domine" и секвенция Dies irae, офферторий "Domine Jesu Christe", "Sanctus", "Agnus Dei", коммунио "Lux aeterna" ("Вечный свет"), респонсорий "Libera me, Domine". Структура Р. соответствует мессе, за исключением отсутствующих "Gloria" и "Credo" и замены аллилуйи трактусом с секвенцией Dies irae. Первые многогол. циклы Р. принадлежат Г. Дюфаи (не сохранился) и Й. Окегему (ок. 1470). Реквиемы Окегема, Пьера де ла Рю, Ле Жена, Сертона, Клеменса-не-Папы, Лассо не соответствуют рим. традиции и содержат интроит, "Kyrie", градуал, трактус, офферторий. В соответствии с римским ритуалом написаны Реквиемы Брюмеля, Анерио, Моралеса, Палестрины. В дальнейшем Р. претерпел эволюцию, аналогичную др. канонич. церк. жанрам (см. Церковная музыка): в 17 - нач. 18 вв. в сторону концертности, многохорности, сближения с оперой, обогащения инстр. номерами (X. Библер, И. К. Керль, М. А. Шарпантье, Н. Йоммелли, И. А. Хассе), затем - симфонизации (Реквием Моцарта, законченный Ф. К. Зюсмайром). В кон. 18-19 вв. Р. - монументальное симф.-ораториальное произв. (Ф. Ж. Госсек, Л. Керубини, А. Дворжак); драматизмом и романтич. экспрессией отличаются Реквиемы Берлиоза и Верди. В русле идей цецилианского движения (отказ от романтич. атрибутов, архаизация жанра) находится Реквием Листа, исполнит. состав которого ограничивается муж. хором и органом, а также произв. К. Сен-Санса и А. Брукнера. Камерная лирич. трактовка жанра в Реквиеме Форе подчёркнута отсутствием наиб. драм. части Dies irae и сокращением орк. состава. Особое жанровое ответвление представляет "немецкий Р.", в котором использовались не латинские, а нем. тексты из лютеранской Библии ("Экзеквии" Шютца, Реквиемы Преториуса, М. Гайдна, Брамса). Р. как траурное ораториально-симф. произв. имеет настолько устойчивые жанровые признаки, что сохраняет их даже при отсутствии канонич. текста ("Военный реквием" Бриттена, Реквием Кабалевского). В 20 в. Р. стал, с одной стороны, областью проявления неоклассицистских тенденций (Реквиемы Стравинского, Шнитке), с другой - объектом экспериментов в русле новейших муз. течений (Реквием Лигети). Т. Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь