на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕПРИЗА (франц. reprise, от reprendre - возобновлять) - часть (раздел) в простых формах, сложных формах и сонатной форме, содержащая повторение муз. материала после его развития или изложения нового. Р. способствует цельности и уравновешенности формы. Ярким образцом репризной формы 17- 18 вв. является ария da capo; в 18-20 вв. формы с Р. нашли широкое распространение в инстр. и вок. музыке (в частях сонатно-симф. цикла, отд. инстр. пьесах, песнях, ариях, романсах). Р. бывает точная и изменённая, к-рая подразумевает к.-л. преобразование повторяющегося муз. материала (тонально-гармоническое, фактурное, тембровое, тематическое и др.). Р., продолжающая интенсивное развитие предшествующего раздела и превышающая по уровню экспрессии первонач. изложение материала, наз. динамической (динамизированной; напр., Ноктюрн c-moll op. 48, № 1 Шопена). Ложной Р. наз. воспроизведение начального материала в неглавной тональности, предшествующее наступлению подлинной Р. В ряде форм (фуга, свободные и смешанные формы эпохи романтизма) начало Р. определяется только по тональному признаку (т. н. тональная Р.).
См. лит. пря ст. Форма музыкальная.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь