на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РЕЧИТАТИВ (итал. recitative, от recitare - декламировать) - род вокальной музыки, приближающийся к естеств. речи. В Р. сохраняются фиксиров. муз. строй и регулярная ритмика, поэтому близость пения речи в нём условна. Осн. интонации Р. являются муз. аналогией наиб. характерных и устойчивых речевых интонаций (вопрос, восклицание, обращение и т. п.). Р. не свойственны тематич. повторность, симметрия. возник в нач. 17 в. в связи с рождением оперы и близких ей монодич. жанров (см. Гомофония, Монодия, 1). Деятели Флорентийской камераты мыслили его как возрождение напевной декламации антич. трагедии. В операх К. Монтеверди Р. достигал большой драм. силы. Мелодия, и декламац. начала, объединённые в ранних образцах Р., со временем обособились. В опере с кон. 17 в. функцией Р. стало развитие действия в диалоге или повествование о к.-л. событиях. Мелодич. начало сосредоточилось варки. В творчестве композиторов неаполитанской оперной школы сложились 2 типа P.: P.-secco ("сухой") - в сопр. аккордов чембало, сохранился до кон. 19 в. в опере-буффа (пример a); P.-accompagnato ("аккомпанированный" или мелодический) - в сопр. оркестра, получил распространение в 18 в., особенно в творчестве К. В. Глюка (пример б). Ф. Гендель. "Юлий Цезарь". Нек-рые Р. 18 в. не могут быть отнесены ни к одному из этих типов: С. Бах. "Страсти по Матфею". Речитатив Евангелиста (Шествие на Голгофу). Велика роль Р. в опере 19 в. в связи с постепенным отказом от номерной структуры. Речитативный тип мелодии проникает в арии и даже в ансамбли (Р. Вагнер, Дж. Верди). В рус. музыке особое внимание Р. уделяли А. С. Даргомыжский ("Каменный гость"), М. П. Мусоргский ("Женитьба"). Для 2-й пол. 19-20 вв. характерна тенденция к мелодизации Р. (т. н. ариозно-речитативный стиль, см. Ариозо; оперы и кам.-вок. произв. П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, К. Дебюсси, М. Равеля). Речитативные интонации иногда используются также в инстр. музыке.
Доливо А., Речитативы в вок. искусстве, в сб.: Вопросы муз.-исполнит. искусства, в. 3, М., 1962; Васина-Гроссман В. А., Музыка и поэтич. слово, ч. 1-3, М., 1972-78; Друскин М. С., Речитатив в рус. классич. опере, в его кн.: Исследования. Воспоминания, Л., 1975; Neumann Fr. H., Die Asthetik des Relitativs, StraBburg - Baden-Baden, 1962.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь