на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РИМАН (Riemann) Xyro (1849-1919) - нем. музыковед, муз.-обществ. деятель.педагог. Ученик К. Рейнеке (фп., композиция). Работал в качестве дирижёра и педагога в Билефельде. С 1878 преподавал в университетах Лейпцига, Бромберга, в консерваториях Гамбурга и Висбадена. С 1895 доцент, с 1901 проф. университета; с 1908 директор Collegium musicum, с 1914 директор основанного им Гос. института муз. науки в Лейпциге. Почётный чл. Нац. академии "Санта-Чечилия" в Риме (1887), Корол. академии во Флоренции (1894). - выдающийся теоретик и историк муз. искусства, автор работ, охватывающих практически все области современного ему музыкозна-ния. Проявил стремление к универсальной систематизации и разработке теоретич. основ музыки на базе анализа мелодич., гармонии., ритмич. элементов, их организация в единое муз. целое. В центре интересов Р. - структура муз. произв. во взаимосвязи всех её сторон. В области гармонии Р. развивал т. н. функциональное направление. Теорию контрапункта и муз. формы основывал на закономерностях гармонич.-тематич. строения композиции, муз. фразировки и акцентуации. Рассматривая проблемы метра и ритма, выдвинул в качестве основного принцип ямбического строения элементов муз. формы. Муз.-теоретич. взгляды Р. обобщены в труде "Grosse Kompositionslehre" (1902-13). внёс существ. вклад в историю музыки; дал новое освещение проблемы формирования венской классической школы, открыл для современности значение творчества композиторов мангеймской школы, Дж. Данстейбла, муз. искусства Флоренции 14 в. и др., составил ряд сборников произв. старинных и малоизвестных мастеров. Р. рассматривал историю музыки как историю жанров, форм, муз. стилей, в соответствии с этим разрабатывал и принципы её периодизации. Его гл. муз.-историч. труд - "Handbuch der Musikgeschichte". Известная ограниченность муз.-теоретич. и историч. концепции Р. связана с абсолютизацией им стиля венской классич. школы. Спец. работы Р. посвящены истории муз.-теоретич. мысли, нотации, вопросам муз. эстетики, инструментовки, исполнит. искусства и т. д. Мн. труды Р. используются как пособия (прежде всего "Катехизисы") и справочники. Наиб. известен "Musik-Lexikoti" (Lpz., 1882), который переиздавался и дополнялся мн. видными учёными (всего вышло 12 изданий; рус. пер. -М., 1901, под ред. и с дополнениями Ю. Энгеля). Р. выступал как дирижёр. Автор муз. произв. Оказал влияние на творчество М. Регера, X. Пфицнера, X. фон Бюлова и др.
Musikalische Syntaxes, Lpz., 1877, переизд. - Niederwalluf (bei Wiesbaden),1971; Studien zur Geschichte der Notenschrift, Lpz., 1878, переизд. - Hildesheim - (a. o.], 1970; Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre, Lpz., 1880, 1929; Geschichte der Musiktheorie im IX,-XIX. Jahrhundert, Lpz., 1898, Hildesheim, 1961; Grosse Kompositionslehre, Bd 1-3, В.-Stuttg., 1902-13; System der musikalischen Rhythmik und Metrik, Lpz., 1903, переизд. - Niederwalluf (bei Wiesbaden), 1971;Handbuch der Musikgeschichte, Bd 1-2, Lpz., 1904-13, переизд. - N. Y.-L., 1972; Grundrifi der Musikwissenschaft, Lpz., 1908, 1928, и др.; в рус. пер. - Катехизис фп. игры, М., 1892, 31929; Riemann Musik Lexikon, 12Bd 1-3 (hrsg. von W. Gurlitt, H. H. Eggebrecht), Mainz, 1957-67, ErganzungsbSnde 1-2 (hrsg. von C. Dahlhaus), 1972-75; Катехизис истории музыки, ч. 1-2, М., 1895-96; Упрощённая гармония, или Учение о тональных функциях аккордов, М.-Лейпциг, 1896, 21901; Систематич. учение о модуляции как основа учения о муз. формах, М.-Лейпциг, 1898; Акустика с точки зрения муз. науки, М., 1898, и др. Н. А. Миронова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь