на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РИМСКАЯ ШКОЛА - название муз.-творч. направлений, сформировавшихся в Риме в 16-17 вв.: 1) в области полифонич. музыки понятие "Р. ш." связывается прежде всего с творчеством её главы - Палестрины и его деятельностью в соборе св. Петра в Ватикане. Среди наиб. известных композиторов ("маэстро капеллы собора"), кроме Палестрины, - Дж. Б. и Дж. М. Нанино, В. Маццокки, О. Беневоли, Д. Скарлатти, Н. Йоммелли, среди органистов - Э. Паскуини, Дж. Фрескобальди. По образцу Ватиканской капеллы создавались и др. капеллы в Риме. Р. ш. выражала дух Контрреформации. В образном содержании господствовала просветлённая созерцательность, несовместимая с мирским и эффектным началами; развивались традиции франко-фламандских полифонистов (см. Нидерландская школа), претворялась стилистика итал. лауды, мадригала. Вершинные достижения Р. ш. - мессы, мотеты Палестрины. В дальнейшем стиль Палестрины и др. мастеров вок. полифонии Р. ш. был канонизирован теоретиками как "строгий" (его наз. также "старинным", "контрапунктическим", "серьёзным"); в 17 в. "строгий стиль" был противопоставлен стилистич. новшествам и олицетворял "первую практику". В музыке А. Агаццари, Ф. Фоджа, Г, Аллегри и др. сказались воздействия флорентийской монодии, концертирующего стиля. Образцы многохорного стиля создали П. Агостини, А. М. Аббатини, В. Маццокки, О. Беневоли. На стиль Палестрины ориентировались некоторые нем. мастера 17 в. (Г. Шютц, С. Шейдт и др.), но со 2-й пол. 17 в. усилились различия в его истолковании. Деятельность М. Симонелли, Дж. О. Питони, Э. и Дж. А. Бернабеи, Б. Марчелло, А. Лотти, И. Й. Фукса, А. Кальдары подготовила движение цецилианства (общества св. Цецилии), пропагандировавшего "строгий" контрапункт. С этим направлением были связаны некоторые композиторы 19 в. (напр., И. Брамс). В жанре оратории крупным завоеванием Р. ш. стали соч. Дж. Кариссими, А. Страделлы. 2) Р. ш. - одна из первых оперных школ, сложившаяся в 1-й пол. 17 в. В ней наметились 2 линии - пышного спектакля в стиле барокко и нравоучительно-комического. Крупнейший её представитель - С. Ланди. В операх Р. ш. начали складываться разл. оперные формы. Традиции Р. ш. были развиты в др. направлениях (в первую очередь в Венеции).
1) Fеllеrеr К. G., Der Palestrinastil und seine Bedeutung in der vokalen Kirchenmusik des 18. Jahrhunderts, Augsburg, 1929; Feininger L., Die katholische Kirchenmusik in Rom zwischen 1600 und 1800..., в кн.: Kongress-Bericht Kas., 1962, Kas., 1963. 2) Роллам Р., Муз.-историч. наследие, в. 1-2, М., 1986-87; Goldschmidt H., Studien zur Geschichte der italienischen Oper im 17. Jahrhundert, Bd 1, Lpz., 1901.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь