на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РИЧЕРКАР (итал. ricercar, от ricercare - искать) - жанр инстр. музыки. Возник в 16 в. Ранние образцы Р. - небольшие импровизац. пьесы (типа интонаций и преамбул), преим. аккордового склада, с краткими пассажными фрагментами, дошедшие в лютневых табулатурах (сб. Ф. Спиначчино, 1507; Дж. А. Дальца, 1508; О. Петруччи, 1507-08). В 40-х гг. 16 в. появились полифонич. Р. (А. Вилларт, Дж. Каваццони, Ж. Буус). Расцвету Р. в большой мере способствовало творчество А. Габриели (св. 30 Р.). Тематич. материал и некоторые композиц. принципы в полифонич. Р. могли заимствоваться из вок. музыки (многотемные Р. в мотетной форме, см. Мотет). В Р. откристаллизовалась однотемная имитац. форма, подготовившая форму фуги. В однотомных Р. широко применялись приёмы подвижного контрапункта, стретты, увеличение, уменьшение, обращение темы. Тонико-доминантовые соотношения определяли не только начальный экспозиц. раздел Р., но и всю форму в целом. Интермедии для Р. (в отличие от фуги) не характерны. В 17 в. крупнейшими мастерами Р. были Я. П. Свелинк и Дж. Фрескобальди. У Фрескобальди некоторые P. ("Fiori musicali", № 31, 34, 46) предварялись токкатами, намечая будущий полифонич. цикл токката (прелюдия) - фуга; зародилась также форма сложной фуги (P. "con quattro soggetti"). В дальнейшем (И. Я. Фробергер, И. Пахельбель) Р. всё более сближались с фугой и в 18 в. были вытеснены ею из комп. практики. Последние значит. образцы принадлежат И. С. Баху (два Р. в "Муз. приношении"), В 20 в. наряду с др. жанрами старинной музыки происходит возрождение Р. (Ф. Малипьеро, Б. Мартину, А. Казелла, И. Ф. Стравинский, Ю. М. Буцко).
Протопопов В., Ричеркар и канцона в XVI-XVII вв. и их эволюция, в сб.: Вопросы муз. формы, в. 2, М., 1972; его же. Очерки из истории инстр. форм XVI - нач. XIX вв., М., 1979; Петраш А., Жанры позднеренессаксной ннстр. музыки и становление сонаты и сюиты, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 14, Л., 1975; Eggebrecht Н. Н., Terminus "Ricercar", "Af Mw", 1952, Jg. 9; Ноrslеу J., The solo Ricercar in diminution manuals: new light on early wind and string techniques, "AMI", 1961, v. 33. Т. Н. Дубравская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь