на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОК-МУЗЫКА (от англ. rock and roll - рок-н-ролл) - область совр. поп-музыки. Стилевая основа Р.-м. - "ритм-энд-блюз" (см. Рок-н-ролл), "кантри-энд-вестерн" (коммерциализиров. формы амер. т. и. сельской музыки - фольклора белых переселенцев). Р.-м. сформировалась в Великобритании и США на рубеже 50-60-х гг. 20 в. Большое значение для её развития имело творчество таких ансамблей, как "Битлз", "Роллинг стоунз", "Лед Зеппелин", "Пинк Флойд" и др. К важнейшим признакам Р.-м. относятся: опора на блюзовые композиционные структуры и звукоряды; краткие ангемитонные попевки; гипертрофия метроритмич. начала (с акцентом на чётных долях такта), применение электрич. и электронного преобразования и усиления звука, повышенная экспрессия вок. и инстр. интонирования. Формы бытования Р.-м. многообразны - от любительских групп до проф. ансамблей, функционирующих в системах конц. и фонографич. индустрии. Для Р.-м. характерно внимание не столько к произведению, сколько к его исполнит. подаче. С момента своего появления Р.-м. нередко становилась компонентом т. н. молодёжной субкультуры, выражая, в частности, свойственный ей нонконформистский пафос. Вместе с тем большая часть Р.-м. остаётся в рамках "массовой культуры". Р.-м. представляет собой сложный конгломерат течений, выделившихся по муз. и внемуз. признакам: принадлежности к определ. социально-культурным движениям (напр., "психоделический рок", связанный с субкультурой "хиппи" 60-х.гг., "панк-рок"), возрастной ориентированности (рок для подростков, для взрослых), динамич. интенсивности ("тяжёлый рок", "мягкий рок"), технич. оснащённости (электронный рок), взаимодействию с темя или иными муз. традициями ("афро-рок", "барокко-рок", "джаз-рок", "фолк-рок" и т. д.), месту в системе художеств. культуры (коммерческий "поп-рок", элитарный "рок-авангард") и др. Важное значение для рок-культуры имеет визуальный фактор: манера поведения музыкантов, стиль одежды, оформление рок-шоу и возникновение новых жанров ТВ (видеоклипы). В СССР Р.-м. появилась в сер. 60-х гг. Сочетание стилистики ранней Р.-м. с жанром эстр. песни привело в дальнейшем к возникновению музыки вок.-инстр. ансамблей (ВИА). Новый импульс развитию Р.-м. в 80-х гг. дало творчество ряда любительских групп. Р.-м. также постоянно привлекает внимание композиторов-профессионалов, использующих её элементы в более широком стилистич. контексте (А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьев и др.). См. также Рок-опера.
Чередниченко Т. В., Кризис общества - кризис искусства. Муз. "авангард" и поп-музыка в системе бурж. идеологии, М., 1987, 1988; Ковен В., Об истоках рок-музыки, "СМ", 1986, № 7; Шестакош Г. Ю" Музыка в бурж. "массовой культуре". Критич. очерки, М., 1986; Фёдоров В., Рок в нескольких лицах, М., 1989; Тауlоr P., Popular music since 1955. A critical guide to the literature, L.-N. Y., 1985. Г. Ю. Шестаков.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь