на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОНДО, рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond - круг), - 1) муз. форма, в которой неоднократные (3 и более) проведения гл. темы - рефрена - чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. Песенно-танц. происхождение Р. сказывается в относит. простоте муз. материала и жанровости тематизма. Старинное, или куплетное, Р. франц. клавесинистов многоцветно (напр., в "Пассакалье" Куперена 17 частей) и малоконтрастно. Рефрен в форме периода проводится без изменений в осн. тональности; эпизоды (couplet) - развивающие или контрастные по тематизму - в родств. тональностях ("Жнецы" Куперена). Старинное Р. используется в инстр. миниатюрах, в частях сюит (Гавот из партиты E-dur для скр. соло Баха). В классическом Р. частей меньше (5-7), они крупнее и контрастнее. Форма объединяется иногда сквозным развитием: рефрен (период или простые формы) при повторении может варьироваться, между частями возможны связки с элементами мотивной разработки (Рондо a-moll Моцарта, K.-V. 511). Классич. Р. используется в финале сонатно-симф. цикла (реже - в медленной части), в инстр. пьесах, вок. музыке (в т. ч. в романсах, оперных номерах). В Р. 19 в. контраст между рефреном и крупными, замкнутыми эпизодами усиливается, вплоть до различия темпа и жанра, что сближает Р. с контрастно-составной формой (Интродукция из оперы "Руслан и Людмила"), В 19-20 вв. встречается проведение рефрена в неосновной тональности (песня "Болтунья" Прокофьева), отсутствие его последнего проведения (романс "Свадьба" Даргомыжского), следование двух эпизодов подряд ("Джульетта-девочка" из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева). Р. близки т. н. рондообразные формы - сложная 3-частная с 2 трио, двойная 3-частная, 3-5-част- Гильом Амьенский. "Vos n'alen. ная. 2) В систематике гомофонных муз. форм, данной А. Б. Марксом, Р. - наименование группы из 5 важнейших форм (наряду с песней и сонатной формой). 3) Рондо - муз.-поэтич. форма из 2 разных муз. построений, повторяемых в определ. порядке с одинаковым и разным текстом: Распространена в одногол. и многогол. песнях (в т. ч. с инстр. солр.) Адама де ла Аля, Г. де Машо, Г. Дюфаи, Ж. Беншуа и др. (см. пример).
1-2) Цуккерман В., Анализ муз. произведений: Рондо в его историч. развитии, ч. 1, М., 1988; см. также лит. при ст. Форма музыкальная. 3) Reaneу G., The development of the rondeau, virelai and ballade forms from Adam de la Kale to Guillaume de Machaut, в сб.: Festschrift К. G. Fellerer zum 60. Geburtstag am 7. Juli 1962, Regeroburg, 1962; Pirrоlla N., On text forms from Ciconia to Dufay, в сб.: Aspects of Medieval and Renaissance music, N. Y., 1966. Т. С. Кюргеян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь