на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОНДО-СОНАТА - муз. форма, объединяющая признаки сонатной формы и рондо (1). От сонатной формы заимствуются общий тональный план, принцип сопоставления в экспозиции двух тем в главной и побочной (доминантовой) тональностях, репризная транспозиция 1 -го эпизода (побочной партии) в осн. тональность, от рондо - принцип повторения рефрена (гл. партии) только в осн. тональности не менее 3 раз после нового муз. материала, песенно-танц. тематизм, квадратность структур: Разновидности Р.-с. определяются характером центр. раздела: а) если это разработка тем экспозиции, то Р.-с. приближается к сонатной форме (3-я часть Концерта для фп. с орк. Скрябина); б) если это эпизод - то к рондо (4-я часть 2-й фп. сонаты Бетховена). Вступление для Р.-с. нехарактерно; вместо последнего проведения рефрена возможна кода. Р.-с. сложилась в творчестве композиторов венской классической школы; используется гл. обр. в финалах сонатно-симф. циклов. В отличие от свободных и смешанных форм Р.-с. - устойчивая композиц. схема, к-рая, однако, допускает разл. решения, напр.; пропуск 3-го или 4-го проведения гл. партии (4-я часть 3-й сонаты для скр. и фп. Брамса; 3-я часть 16-й фп. сонаты Бетховена), совмещение в центр. разделе разработки и эпизода (4-я часть 11-й фп. сонаты Бетховена), исследование двух эпизодов (3-я часть сонаты C-dur для скр. и фп. Моцарта, K.-V. 296), сочетание Р.-с. с др. формами, напр. с вариационной (4-я часть 4-й симф. Чайковского) и др.
См. лиг. при ст. Форма музыкальная. Т. С. Кюрегян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь