на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РОССИНИ (Rossini) Джоаккино (1792-1868) - итал. композитор. Род. в семье музыканта дух. оркестра и певицы. В детстве обучался игре на чембало, альте, скрипке, а также пению и муз. теории. Пел в церк. хорах и театрах Болоньи, был хор. дирижёром и концертмейстером. С 1806 (в 14-летнем возрасте) чл. Болонской филармонич. академии. В 1806-10 занимался в Болонском муз. лицее у В. Каведаньи (влч.), С. Маттеи (контрапункт) и в классе фп. Самостоятельно изучал партитуры Д. Чимарозы, И. Гайдна, В. А. Моцарта. В 1820, во время революц. событий в Неаполе, возглавляемых карбонариями, вступил в ряды нац. гвардии. С 1824 муз. директор театра "Итальен", с 1826 корол. композитор и генеральный инспектор пения в Париже. В 1836-55 жил в Италии (с 1845 директор Болонского муз. лицея), с 1855 - в Париже. Основу творчества Р. составляет опера. В этом жанре проявились его мелодич. щедрость, остроумие и сатирич. меткость в обрисовке персонажей. Уже в опере-сериа "Танкред" и опере-буффа "Итальянка в Алжире" (обе- 1813) обозначились реформаторские устремления Р. Откликаясь на нац.-освободит. движение итал. народа, он ввёл героич. начало, раздвинув образно-эмоц. рамки жанра, обогатил его выразит. средства (хор, драм. речитатив, патетич. арии). Высоким образцом итал. оперы-буффа является его опера "Севильский цирюльник" (1816) - подлинно реалистич. муз. комедия с ярко очерченными муз. характерами н элементами сатиры. Р. драматургически и образно обновил жанр оперы-буффа, создав лирико-бытовую муз. комедию "Золушка" и оперу-семисериа "Сорока-воровка" (обе- 1817). Новые решения искал Р. и в опере-сериа. Впервые в истории итал. оперы он обратился к трагедии "Отелло" У. Шекспира. Значит. вехой на пути преобразования итал. оперы-сериа в нар.-героическую явилась опера "Моисей в Египте" (1818). Р. избирает сюжеты, связанные с патриотич. нар.-освободит. тематикой, вводит массовые ансамблево-хор. сцены, усиливает драм. характерность и лирико-психологич. начало, обогащает вок. мелодику декламационностью, достигает сквозного муз. развития. Творчески усвоив достижения франц. оперного искусства, Р. переработал для парижской сцены свою героико-трагич. оперу "Магомет II" (под назв. "Осада Коринфа", пост. 1826), создал франц. редакцию оперы "Моисей в Египте" (под назв. "Моисей и фараон", 1827), написал оперу "Граф Ори" (1828), продемонстрировав мастерство в новом для себя жанре франц. комич. оперы. Выдающимся итогом его исканий в нар.-героич. жанре стала опера "Вильгельм Телль" (1829), над которой Р. работал в обстановке обществ. подъёма кануна Июльской революции 1830. Опера включает многообразные хоры, индивидуально очерченные характеристики действующих лиц, велика в ней роль драм.-выразит. речитатива, скрепляющего отд. сцены в стройное целое, отличающееся непрерывностью муз. развития и драм. контрастами, по-новому трактуется увертюра, близкая к свободной симф. поэме. Помимо опер Р. создал вок. симф. произв., в т. ч. "Гимн независимости" (1815), Stabat mater (1842), "Маленькую торжественную мессу" (1863), а также многочисл. вок. и фп. миниатюры. Творчество Р. оказало большое влияние на развитие итал. оперы и европ. оперного искусства 19 в. Оперы (39) - Демстрио и Полибио (1806, пост. 1812, Рим), Брачный вексель (1810, Венеция), Странный случай (1811, Болонья), Счастливый обман, Шёлковая лестница, Случай делает вором, или Перепутанные чемоданы (все - 1812, Венеция), Пробный камень (1812, Милан), Синьор Брускино, Танкред, Итальянка в Алжире (все- 1813, Венеция), Елизавета, королева Английская (1815, Неаполь), Севильский цирюльник (первонач. под назв. Альмавива, или Тщетная предосторожность, 1816, Рим), Отелло (1816, Неаполь), Золушка (1817, Рим), Сорока-воровка (1817, Милан), Моисей в Египте (1818, Неаполь; франц. ред. - Моисей и фараон, 1827, Париж), Дева озера (1819, Неаполь), Магомет II (1820, там же; франц. ред. - Осада Коринфа, 1826, Париж), Зельмира (1822, Неаполь), Семирамида (1823, Венеция), Граф Оря (1828, Париж), Вильгельм Телль (1829, там же) и др.; для орк. - 2 симф. (1808, 1809) и др.; кантаты, гимны; кам. -инстр. ансамбли; пьесы для фп.; для голоса с фп. - Музыкальные вечера (3 ариетт и 4 дуэта, 1835) н др.; духовная музыка - Stabat mater (1832; 2-я ред. 1842), Маленькая торжественная месса (1863) и др.
Стендаль, Жизнь Россини, Собр. соч., т. 8, М., 1959; Дж. Россини. Избр. письма, высказывания, воспоминания, Л., 1968; Бронфин Е., Дж. Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах, М.,1973; ее же, Дж. Россини, 2Л., 1986; Стербини Ч., "Севильский цирюльник" Дж. Россини, пер. с ятал., М., 1988; Radiciotti О., G. Rossini, t. 1-3, Tivoli, 1927-29; Rоgnоni L., G. Rossini, Torino, 1977. Е. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь