на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


РУМЫНСКАЯ МУЗЫКА. Истоки румынского народного музыкального творчества уходят в глубокую древность. Значит. часть рум. фольклора составляют баллады, дойны, песни (лирические, обрядовые, колыбельные, пастушьи и др.). Рум. песни одноголосны, изредка включают элементы гетерофонии. Широко бытуют танц. наигрыши и инстр. импровизации. Наиб. популярные инструменты - скрипка, пай, флуер, кобза, цимбалы, чимпой. Распространению муз. фольклора во многом способствовали нар. музыканты-профессионалы лэутары, обычно выступавшие в составе тарифов. Длительное османское иго (16 - сер. 19 вв.) тормозило развитие проф. искусства в стране; муз. жизнь сосредоточивалась преим. в церквах и богатых усадьбах. Начиная с 30-х гг. 19 в. происходит формирование светской проф. муз. культуры: открываются филармония, общества и консерватории, создаются, муз.-театр. труппы, орк. и хор. коллективы, налаживается муз.-конц. деятельность. Особых успехов проф. муз. искусство достигает после образования гос-ва Румыния (1862). К кон. 19 в. складывается рум. комп. школа. Тесно связанное с нац. фольклором, творчество рум. композиторов в целом развивалось в традициях европ. классики и раннего романтизма и отличалось демократич. направленностью. В числе первых композиторов-профессионалов - А. Флехтенмахер, Э. Кауделла, Ч. Порумбеску (муз.-сценич. произв., песни), Дж. Штефэнеску (первые нац. симф. и кам.-вок. соч.), Г. Музическу, Г. Дима, позднее - Д. Кириак-Джорджеску (хор. музыка). Рум. фольклор записывал и систематизировал А. Панн, издавший сборники религ. и светских нар. песен. В 1-й пол. 20 в. рум. комп. школу возглавлял Дж. Энеску, один из крупнейших европ. музыкантов, автор оперы "Эдип" (1931), симф; и кам. соч., ставших классич. образцами рум. музыки. В этот период деятельность мн. рум. композиторов достигает расцвета. Выдвигаются композиторы М. Жора (один из основоположников совр. рум. балетной музыки и "отец рум. романса"), М. Андрику, Д. Куклин (симф. и кам. соч.). Достижением нац. искусства стали муз.-сценич. произв. С. Драгоя (нар.-психологич. драма "Напасть", 1927), П. Константинеску (комич. опера "Бурная ночь", 1934) и др. Ведущими предст. музыкознания были историки Т. Бурада и Дж. Брязул, фольклорист К. Брэилою. В 1920 в Бухаресте создано Об-во рум. композиторов (с 1949 - СК СРР). Наряду с композитором, скрипачам и дирижёром Дж. Энеску, мировую известность получили также рум. пианисты Д. Липатти, К. Хаскил, дирижёры А. Алессандреску, Дж. Джорджеску, И. Перля, певцы X. Даркле, Ф. Кристофоряну, Д. Попович-Байрейт, Е. Теодорини, В. Урсуляк. После освобождения страны от фашизма и провозглашения Р. республикой (1947) в истории нац. музыки наступил новый этап. В оперном творчестве особое внимание уделяется героич. темам ("Панэ Лесня Русалим" Константинеску, 1955; "Господарь Йон Лютый", "Восстание", "Девушка с гвоздиками" Г. Думитреску, 1955-60; триптих кам. опер "Прометей", "Мариана Пинеда", "Допрос на заре" Д. Поповича, 1958-74). В 60-80-х гг. создаются оперные произв. на темы и сюжеты мировой литературы - "Гамлет" (1969), "Ифигения - жертва" (радиоопера, 1968) Вентою, трилогия "Орестея" А. Строе (1977-85), "Иона" А. Виеру (1976) и др. Дальнейшее развитие получает балетная музыка ("Возвращение из глубин" Жоры, 1959; "Янку Жиану", 1964, и "Пламя", 1974, М. Кириака; "Принц и нищий" Л. Профеты, 1963, и др.). Утверждаются такие демократич. жанры, как массовая песня (Г. Думитреску, Й. Киреску и др.), оратория, кантата на историч. и революц. темы (оратории "Тудор Владимиреску" Думитреску, 1950; "Созвездие человека" Т. Олаха, 1960, и др.). Композиторы продолжают разрабатывать симф. к кам.-инстр. жанры (П. Бентою, В. Г. Бергер, З. Ванча, А. Виеру, Й. Думитреску, Т. Олах, Д. Попович, А. Строе, С. Тодуцэ, К. Цэрану), создают произв. в жанрах оперетты, эстр. музыки и песни (Г. Дендрино, Н. Киркулеску, Ф. Комишел, Л. Профета). Деятельность музыкантов Румынии, разл. аспекты мирового муз. искусства отражены а трудах музыковедов З. Ванчи, В. Космы, О. Л. Космы, В. Томеску; проблемы рум. фольклора - в работах Т. Александру, Т. Бредичану, С. Драгоя, Э. Комишел, Г. Чобану. Среди известных исполнителей: дирижёры - М. Басараб, К. Сильвестри, М. Бредичану, А. Чолан; певцы - Д. Оханесян, З. Палли, А. Флореску, Н. Херля, Е. Черней, П. Штефэнеску-Гоангэ; пианист - В. Георгиу; скрипачи - Й. Войку, Ш. Руха, М. Мартин. В СРР работали (1988): более 10 муз. театров, в т. ч. театры оперы и балета в Бухаресте (1921), Клуж-Напоке (1919), Тимишоаре (1947), Яссах (1956); ок. 20 симф. орк.; кам. орк. и кам.-инстр. ансамбли; оркестры и ансамбли нар. музыки (в осн. самодеятельные); хор. коллективы, в т. ч. кам. хор Бухарестской конс. "Мадригал"; консерватории в Бухаресте, Яссах (обе- 1364), Клуж-Напоке (1920); СК СРР. С 1958 проводятся Междунар. фестивали им. Дж. Энеску (Бухарест).
Лейтес Р., Заметки о рум. музыке XX в., в сб.: Проблемы муз. науки, в. 1, М., 1972; Страницы истории рум. музыки. Сб. ст., (пер. с pyм. J, М., 1979; Мартынов И. И., Рум. иар. музыка, в его сб.: О музыке и ее творцах, М., 1980; Breazul G., Pagini din istoria muzicii romanegti, [t. 1-5], Buc., 1966-81; Вranсusi P., Istoria muzicii romanes.ti, Buc., 1969; Соsmа О. L., Hronicul muzicii romanegti, v. 1-7, Buc., 1973-86; Соsma V., Doua milenii de muzica pe paminiul Romanici, Buc., 1977; Alexandr и Т., Romanian folk music, Buc., 1980; Сiоbanu G., Etudes de musique ancienne, Buc., 1984; Vasile V., Profiluri de muxicieni romani..., v. 1, Buc., 1986. P. Э. Лейтес.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь