на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



РУССКАЯ МУЗЫКА. Истоки Р. м. восходят к культуре и быту вост.-слав. племён, населявших территорию Др. Руси до образования в 9 в. первого рус. гос-ва (Киевская Русь). Языческие обряды славян включали заклинания, пение, игру на муз. инстр. (уже в 6 в. были широко распространены гусли). Следы древних языческих верований сохранились в календарно-обрядовых (связаны с циклом сельскохозяйств. работ) и семейно-обрядовых (плачи, причитания, песни свадебного обряда) песнях. Боевые песни славянских дружин послужили основой героич. рус. эпоса (расцвет в 10-11 вв.), сложившегося впоследствии в циклы былин (старин). К высоким достижениям нац. искусства принадлежит лирич. нар. песня (распространилась в 16-17 вв.). С 16 в. бытуют историч. песни, а также песни социального протеста. Гл. носителями фольклорной традиции н проф. музыкантами на Руси долгое время были скоморохи. Их муз. инструментарий включал гусли, трубы, сопели, бубны, гудки. Другой тип певца - Боян, прославлявший князя и его дружину. С принятием христианства развивается церковная музыка - единств. вид письменного проф. муз. искусства Др. Руси. Первоначально заимствованная из Византии, она затем приобрела своеобразные нац. черты (см. Знаменный распев). Большую роль в развитии церк.-певч. искусства сыграла школа моск. распевщиков (сер. 16 в.) во главе с Саввой Роговым; среди его учеников и последователей - Фёдор Крестьянин, Стефан Голыш, Иван Нос. Во 2-й пол. 17 в. формируются новые муз. традиции, вызванные изменением условий обществ. жизни, а также религ. мировоззрения. Одногол. знаменный распев вытесняется пришедшим с Украины более красочным многогол. партесным пением, теоретич. обоснованию которого посв. труд Н. П. Дилецкого "Мусикийская грамматика" (на польск. яз., 1675; на церк.-слав., 1677; на рус., 1679, 1681). В кон. 17 - нач. 18 вв. складывается школа мастеров многогол. хор. письма, среди виднейших её представителей - В. П. Титов, Н. Калашников, Н. Бавыкин, Ф. Редриков. Высшей формой их творчества явился духовный хор. концерт a cappella. Получает распространение многогол. бытовая песня - псальма, кант. Реформы Петра I подготовили почву для утверждения в России новых форм муз. жизни, заимствованных в Зап. Европе. Наблюдается оживление светского искусства. Возникают инстр. капеллы при дворе, а также в домах вельмож, помещиков, развивается любительское музицирование (популярность приобретают столовые гусли и клавесин). В 1730-х гг. создана придв. итал. опера (позже - также французская), в 1750-х гг. в Москве и Петербурге появились иностр. оперные антрепризы. Существовало 2 придв. оркестра и придв. хор (см. Ленинградская академическая капелла). В России работали известные итал. композиторы - Ф. Арайя (автор музыки к первому рус. оперному либр. "Цефал и Прокрис", написанному А. П. Сумароковым; опера исп. в 1755 рус. артистами), Б. Галуппи, Т. Траэтта, Дж. Паиэиелло, Дж. Сарти, В. Манфредини, В. Мартин-и-Солер, Д. Чимароза и др. Оперные спектакли давались в ряде провинциальных городов, а также в крепостных театрах П. М. Волконского, Н. П. Шереметева, А. Р. Воронцова. С 1770-х гг. устраивались публичные концерты, возникли публичные театры: в Москве - М. Медокса и П. В. Урусова (1776; с 1780 - Петровский театр, ныне Большой театр СССР), в Петербурге - К. Книпера (1779), Каменный (Большой) театр (1783; см. Ленинградский театр оперы и балета), на сцене которых выступали артисты Е. С. Сандунова, А. М. Крутицкий, А. Г. Ожогин и др. В последней трети 18 в. под воздействием идей рус. просветительства начала формироваться нац. комп. школа. Появились первые печатные сборники нар. песен - В. Ф. Трутовского (СПБ, 1776-95), Н. А. Львова и И. Прача (СПБ, 1790). Ведущим жанром 18 в. становится опера, зачастую приближающаяся к бытовой комедии с муз. номерами ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского, на текст А. О. Аблесимова, 1779). Более сложные оперные формы встречаются в творчестве В. А. Пашкевича, Е. И. Фомина, Д. С. Бортнянского. В сер. 18 в. возник новый жанр кам. вок. лирики - "российские песни", авторами которых в кон. 18 в. выступили Ф. М. Дубянский, О. А. Козловский. Развитию инстр. жанров способствовало творчество Д. С. Бортнянского и И. Е. Хандошкина - основоположника рус. скр. школы. Д. С. Бортнянский и М. С. Березовский явились создателями рус. хор. концерта. В нач. 19 в. в Р. м. проявились романтич. тенденции, отсюда интерес к нар.-эпич. сюжетам (опера "Илья-богатырь" Кавоса, 1806), сказочной фантастике (опера "Днепровская русалка", 3-я и 4-я части - С. И. Давыдова, 1805 и 1807). Крупнейший предст. романтич. направления в рус. опере - А. Н. Верстовский, лучшая опера которого - "Аскольдова могила" (1835). Широкое распространение получил романс, тесно связанный с рус. поэзией (особенно с творчеством А. С. Пушкина). Среди мастеров демократич. песенной лирики - А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв. Принципиально новый этап развития Р. м. в 19 в. связан с творчеством М. И. Глинки - основоположника нац. муз. классики. Он поставил рус. муз. школу в один ряд с ведущими муз. школами Европы и определил дальнейшую направленность рус. культуры; к классич. образцам принадлежат его оперы ("Жизнь за царя", 1836; "Руслан и Людмила", 1842), симфонические ("Камаринская", "испанские увертюры" - "Арагонская хота" и "Ночь в Мадриде"), кам.-инстр. и вок. (выделяются романсы на сл. Пушкина) произв. Творчество Глинки стимулировало развитие исполнит. искусства (велик вклад в рус. муз. культуру певцов О. А. Петрова, А. Я. Петровой, Е. А. Семёновой, позже Ф. И. Стравинского и др.), критич. мысли (работы В. Ф. Одоевского, Н. А. Мельгунова, Я. М. Неверова, В. В. Стасова, А. Н. Серова, Г. А. Лароша и др.). В творчестве А. С. Даргомыжского, младшего современника и последователя Глинки, нашли преломление тенденции критич. реализма 1840-60-х гг. Обществ. подъём 1850-60-х гг. отразился и в муз. культуре: более интенсивной становится конц. жизнь, создаются основы проф. муз. образования. В 1859 по инициативе А. Г. Рубинштейна и др. муз.-обществ. деятелей основано Русское музыкальное общество в Петербурге (его отделения - в Москве, 1860, и др. городах), открываются Петерб. (1862) и Моск. (1866) консерватории. В Петербурге была создана Г. Я. Ломакиным и М. А. Балакиревым Бесплатная музыкальная школа (1362). Демократич. идеи 60-х гг. нашли воплощение в творчестве группы композиторов, получившей наим. "Могучая кучка". Входившие в неё М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи развивали традиции Глинки и Даргомыжского, выступали за народность, реализм, нац. стиль в искусстве. По общей демократич. устремлённости к "кучкистам" близок П. И. Чайковский, не разделявший, однако, некоторые из их взглядов. Творчество Чайковского посв. прежде всего раскрытию душевного мира психологически сложной личности. В музыке 19 в. центр. жанром продолжала оставаться опера. Были созданы такие шедевры, как "Борис Годунов" (1869; 2-я ред. 1872), "Хованщина" (1883), "Евгений Онегин" (1878), "Пиковая дама" (1890), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Князь Игорь" (1890) и др. Существ. вклад в оперный жанр внёс А. Н. Серов. Классич. период рус. балета связан с творчеством Чайковского, позднее - А. К. Глазунова. Во 2-й пол. 19 в. родилась классич. рус. симфония в творчестве Чайковского и Бородина. Большая роль отводилась программному симфонизму ("Тамара" Балакирева, "Шехеразада" Римского-Корсакова, "Ромео и Джульетта" Чайковского и др.). К лучшим образцам в кам.-инстр. жанре принадлежат ансамбли Чайковского и Бородина, в кам.-вок. - романсы "кучкистов" и Чайковского. Высокие достижения наблюдались в области фп. музыки (концерты для фп. с орк. Чайковского, фп. фантазия "Исламей" Балакирева, фп. цикл "Картинки с выставки" Мусоргского). Стремительно развивалась исполнит. культура (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, К. Ю. Давыдов и др.). В 1880-90-х гг. формируется творчество А. К. Глазунова, С. И. Танеева, А. К. Лядова, А. С. Аренского, Вас. С. Калинникова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Т. Гречанинова, С. М. Ляпунова и др. Преемственно связан с "Могучей кучкой" Беляевский кружок, возникший в 1880-х гг. Этот период отмечен нек-рой академизацией новаторских принципов "кучкистов", особым вниманием композиторов к проблемам мастерства (в т. ч. интерес Танеева и Глазунова к полифонии). В Р. м. нач. 20 в. нашли воплощение идеи, связанные с революц. подъёмом (в частности, в операх "Кашей бессмертный" и "Золотой петушок" Римского-Корсакова). Атмосфера того времени (ожидание близящихся перемен) отразилась в творчестве А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. Происходит переакцентировка роли жанров. Опере предпочитается симф. и кам. музыка. В симф. жанре сближаются традиции "кучкистов" и Чайковского (симфонии Глазунова, Рахманинова), возникает новый тип симф. поэмы ("Поэма экстаза" и "Прометей" Скрябина). Высокие достижения наблюдаются в области кам.-инстр. (творчество Танеева, Глазунова) и фп. (соч. Скрябина, Рахманинова, Н. К. Метнера) музыки. В кам.-вок. лирике наряду с романсами Рахманинова, Танеева, Метнера выделяются произв. С. Н. Василенко, Н. Н. Черепнина, Р. М. Глиэра и др. Расцветает хор. культура ("Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма" Танеева, "Литургия Иоанна Златоуста", "Всенощное бдение" и "Колокола" Рахманинова, а также соч. А, Т. Гречанинова, А. Д. Кастальского). Во 2-м десятилетии 20 в. складывается творчество И. Ф. Стравинского (балеты "Петрушка" и "Весна священная") и С. С. Прокофьева ("Скифская сюита", балет "Про шута...", фп. произв.), которые утверждали новаторские стилевые и жанровые принципы. Кон. 19 - нач. 20 вв. - яркий период в истории исполнит. искусства. Прославили рус. вок. школу Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, И. В. Ершов, пианистическую - Рахманинов, скрипичную - Л. С. Ауэр, И. В. Гржимали, виолончельную - А. А. Брандуков, А. В. Вержбилович и др. Октябрьская революция 1917 выдвинула новые задачи перед деятелями муз. культуры. Р. м. развивается в русле многонац. сов. искусства (см. Советская музыка). Оказав большое воздействие на др. нац. муз. культуры, она в то же время обогатилась их самобытными чертами. В становлении рус. сов. музыки немаловажна роль композиторов старшего поколения - Глазунова, Ипполитова-Иванова, Кастальского, Глиэра, Василенко, А. Ф. Гедике, М. Ф. Гнесина, исполнителей и педагогов К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Л. В. Николаева. 1920-е гг. отличались обилием творч. группировок (см. Российская ассоциация пролетарских музыкантов и Ассоциация современной музыки). Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 "О перестройке лит.-художеств. организаций" положило начало формированию СК в Москве и Ленинграде (см. Союз композиторов СССР). Новая тематика музыки складывалась уже в песнях Гражданской войны 1918-20, затем в ряде опер (в т. ч. В. М. Дешевова, Л. К. Книлпера), балетов (был создан первый сов. репертуарный балет на совр. тему- "Красный мак", 1927; с 1957 под назв. "Красный цветок"), симф. произв. ("Завод" А. А. Мосолова, 1926), кантат (первая сов. оратория "Путь Октября", написанная композиторами, входившими в "Лроколл", 1927), ставших первым опытом воплощения совр. темы. В развитии сов. симфонизма основополагающим было творчество Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича. Существ. вклад в этот жанр внесли В. В. Щербачёв, А. И. Хачатурян, Г. Н. Попов, М. С. Вайнберг, В. Н. Салманов, С. М. Слонимский, Б. И. Тищенко, Б. А. Чайковский, А. Г. Шнитке, А. Я. Эшпай. Наивысшие достижения в области оперы связаны с произв. С. С. Прокофьева ("Огненный ангел", 1927, и др.) и Д. Д. Шостаковича ["Нос", 1928; "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова"), 1932, 2-я ред. 1956]. Среди опер на сов. тематику (в т. ч. революц., о событиях Великой Отечеств. войны 1941-45 и мирной жизни): "Тихий Дон" (1935), "В бурю" (1939; 2-я ред. 1952); "Семён Котко" (1939) и "Повесть о настоящем человеке" (1948) Прокофьева, "Семья Тараса" (1947; 2-я ред. 1950); "Не только любовь" Щедрина (1961), "Виринея" Слонимского (1967), "Зори здесь тихие" Молчанова (1973), "Горячий снег" Холминова (1985). Рус. истории посв. оперы "Война имир" (1943, окончат. ред. 1952), "Декабристы" (1953); "Пётр I" Петрова (1975). Создан ряд опер на сюжеты отечеств. и заруб. классич. литры, в т. ч. "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси") Кабалевского (1938; 2-я ред. 1968), "Обручение в монастыре" ("Дуэнья", 1940); "Мёртвые души" Щедрина (1977). Среди кам. опер - "Записки сумасшедшего" (1959) и "Белые ночи" (1966) Буцко, "Шинель" и "Коляска" (обе-1971), "Ванька", "Свадьба" (обе - 1984) Холминова. В балете поднимаются темы высокого драм., героико-эпич. и философского звучания: "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934), "Лауренсия" (1939). Одна из вершин сов. балета - "Ромео и Джульетта" (1936). Яркие произв. в балетном жанре созданы Хачатуряном ("Спартак", 1954), А. П. Петровым ("Сотворение мира", 1971), Слонимским ("Икар", 1971), Щедриным ("Анна Каренина", 1972; "Чайка", 1980), Тищенко ("Ярославна", 1974), Эшпаем ("Ангара", 1975), Хренниковым ("Любовью за любовь", 1976), В. А. Гаврилиным ("Анюта", 1986). Широкое развитие получили жанры хор. музыки - от песни до оратории и кантаты. Истоки сов. песенного творчества восходят к боевой революц. пролетарской песне. Огромную мобилизующую роль сыграла песня в годы Великой Отечеств. войны. Важные темы, в т. ч. борьба за мир, поднимаются в послевоен. песнях. Популярны песни А. В. Александрова, М. И. Блантера, И. О. Дунаевского, В. Г. Захарова, С. А. Каца, Э. С. Колмановского, Б. А. Мокроусова, В. И. Мурадели, А. Г. Новикова, А. И. Островского, А. Н. Пахмутовой, А. П. Петрова, Д. Я. Покрасса, В. П. Соловьёва-Седого, С. С. Туликова, Д. Ф. Тухманова, О. Б. Фельцмана, М. Г. Фрадкина, Я. А. Френкеля, Т. Н. Хренникова, В. Я. Шаинского, А. Я. Эшпая и др. Песня входит во многие произв. крупной формы - оперы, симфонии. Она является основой лучших оперетт И. О. Дунаевского, Ю. С. Милютина и др. Созданы яркие образцы кантатно-ораториального жанра: "Александр Невский" Прокофьева (1939), "На поле Куликовом" Шапорина (1939), "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956), "Патетическая оратория" (1959), "Курские песни" (1964), концерт "Пушкинский венок" (1979) Г. В. Свиридова, "Поэтория" Щедрина (1970), "Поднявший меч" (1961), "Сокровенны разговоры" (1975) Н.Н. Сидельникова, "Военные письма" (1972), "Перезвоны" (1982) Гаврилина и др. В развитие кам. вок. и инстр. музыки внесли вклад А. Н. Александров, Мясковский, Прокофьев, Свиридов, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Шостакович, Б. А. Чайковский, Тищенко, Гаврилин, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, Л. Г. Шнитке и др. Среди виднейших представителей муз.-исполнит. культуры: дирижёры - В. И. Сук, Н. С. Голованов, В. А. Дранишников, А. Ш. Мелик-Пашаев, А. В. Гаук, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, К. К. Иванов, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. X. Темирканов, Д. Г. Китаенко, В. И. Федосеев; хор. дирижёры - М. Г. Климов, Н. М. Данилов, А. В. Свешников, Г. А. Дмитревский, К. В. Птица, А. А. Юрлов, В. Г. Соколов, В. Н. Минин, В. А. Чернушенко; пианисты - Г. Г. Нейгауз, В. В. Софроницкий, М. В. Юдина, Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер, В. В. Крайнев, М. В. Плетнёв; скрипачи - М. Б. Полякин, Д. Ф. Ойстра'х, Л. Б. Коган, В. В. Третьяков, В. Т. Спиваков, Г. М. Кремер; альтисты - В. В. Борисовский, Ф. С. Дружинин, Ю. А. Башмет; виолончелисты - С. Н. Кнушевицкий, Д. Б. Шафран, М. Л. Ростропович, Н. Г. Гутман; певцы - К. Г. Держинская, Е. А. Степанова, В. В. Барсова, Н. А. Обухова, М. П. Максакова, С. П. Преображенская, И. К. Архипова, Е. В. Образцова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. Д. Михайлов, Г. М. Нэлепп, А. С. и Г. С. Пироговы, М. О. Рейзен, Н. С. Ханаев, В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко; исполнители нар. песен - Л. А. Русланова, И. П. Яунзем, Л. Г. Зыкина и др. В РСФСР работают (1988): 49 муз. театров, в т. ч. 15 театров оперы и балета, Моск. детский муз. театр, Моск. кам. муз. театр, Ленингр. кам. муз. театр; 26 симф. оркестров, св. 20 проф. хоров, кам. оркестры и инстр. ансамбли и др. коллективы, а также 8 консерваторий, 2 муз.-пед. института, 4 института искусств, многочисл. уч-ща, детские муз. школы. Проводятся Всерос. муз. конкурсы, в т. ч. Конкурс сов. песни (Сочи, с 1976), фестивали ("Моск. осень", "Ленингр. муз. весна"; "Совр. музыка" в Горьком и др.).
Финдейзен Н. Ф., Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до кон. XVIII в., т. 1-2, М.-Л., 1928-29; Ливанова Т. Н., Очерки и материалы по истории рус. муз. культуры, М., 1938; её же, Рус. муз. культура XVIII в., т. 1-2, М., 1952-53; Келдыш Ю. В., Рус. музыка XVIII в., М., 1965; его же, Очерки и исследования по истории рус. музыки, М., 1978; Асафьев Б. В., Рус. музыка. XIX и начало XX вв., Л., 1968, 21979; Из истории рус. и сов. музыки, в. 1-3, М., 1971-78; История рус. музыки в 10 тт., т. 1-6, М., 1983-89; Тараканов М., Муз. культура РСФСР, М., 1987. Л. Д. Никитина.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Р..

ОПЕРА-ВОДЕВИЛЬ

ОРГАННЫЙ ПУНКТ

ПАВЛОВ-АРБЕНИН

ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД

ПЕСНЯ БЕЗ СЛОВ

ПЕХОТНЫЙ РОЖОК

ПЛАСА АЛЬФОНСО

ПОЛИСТИЛИСТИКА

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

ПУТЕВОЙ РАСПЕВ

РАЗДЕЛЬНОРЕЧИЕ

РАМОН-И-РИВЕРА

РЕДУКЦИИ МЕТОД

РИМСКАЯ ПРЕМИЯ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

РОЖОК ПАСТУШИЙ

РОЖОК ПОЧТОВЫЙ

САЛАС-И-КАСТРО

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

СКВОЗНЫЕ ФОРМЫ

СМЕШАННЫЕ ЛАДЫ

СОЛОВЬЁВ-СЕДОЙ

СОНАТНАЯ ФОРМА

СТАРОКАДОМСКИЙ

СТРОЧНОЕ ПЕНИЕ

СХОЛА КАНТОРУМ

ТАТСКАЯ МУЗЫКА

ТОМОВА-СИНТОВА

ТРИТОНОВЫЙ ЛАД

ТРОИСТИ МУЗЫКЫ

УРУГВАЯ МУЗЫКА

ФОДОР-МЕНВЬЕЛЬ

ФРАНЦИИ МУЗЫКА

ФРЕЙТАШ БРАНКУ

ФРИГИЙСКИЙ ЛАД

ХОРОВАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ

Музыкальный словарь ver16