на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


SТАВАТ MATЕR (стабат матер, лат.; от первых слов текста "Stabat mater dolorota" - "Стояла мать скорбящая") - одна из ср.-век. секвенций, гимн католич. церк. обихода. Происхождение текста связывают с францисканским орденом и относят к 13 в. S. т. использовалась как секвенция в мессе, посв. деве Марии, со 2-й пол. 15 в. до Тридентского собора (1545-63) и возвращена в неё лишь в 1727. После Тридентского собора S. m. стали петь в качестве гимна оффиция в воскресенье после страстной недели. О. Петруччи была опубл. композиция Даммониса на текст S. m. в виде 4-гол. лауды (1508). Известны мелодии гимна S. т. 17-18 вв. Многогол. композиции S. т. первоначально сочинялись на cantus firmus или в сквозном имнтац. стиле (Жоскен Депре, Ф. Гафури, Палестрина, О. Лассо), который долго сохранялся в Риме (Д. Скарлатти), а затем сменился новым оперным стилем с использованием оркестра, сольными ариями и дуэтами (А. М. Бонончини, А. Кальдара). S. m. Дж. Б. Перголезм написана в форме кам. кантаты. В 18 в. к тексту S. m. обращались В. А. Моцарт, И. Гайдн, в 19 в. - Ф. Шуберт. В 19 в. S. m. стал нелитургич. конц. жанром (Дж. Россини, А. Дворжак, Ф. Лист, Дж. Верди, А. Н. Серов). В 20 в. S. m. писали К. Шимановский, Л. Беркли, Ф. Пуленк, З. Кодай, К. Пендерецкий.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь