на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


САЛОННАЯ МУЗЫКА - произведения композиторов - эпигонов классицистского и романтич. направлений, рассчитанные на успех (обычно поверхностный) у слушателей аристократич. или бурж. салонов 19 в. Среди авторов С. м.: А. Тома, А. Бертини, К. Кребс, А. Герц, А. Хальм. Характерные качества С. м.: блестящая, элегантная фактура, внешние виртуозные эффекты, чувствительная мелодика, приторно-благозвучная гармония. Лирич. программность, свойственная С. м., обращена к "общим местам" поэзии сентиментально-романтич. направления. В целом С. м. отличается нетворческим отношением к проф. традиции, неподлинностью художеств. выразительности, когда, по словам Р. Шумана, "всё только искусственно подогрето, только кокетливо, только выучено". В салонах рус. аристократии (напр., петерб. салон бр. Виельгорских) исполнялись (нередко впервые) классич. соч., к которым термин "С. м." не применим.
Eggli E., Probleme der musikalischen Wertasthetik im 19. Jahrhundert, Winterthur, 1965; Wоrbs Н. С h., Salonmusik, в кн.: Sludien zur Triviaimusik des 19. Jahrbunderis, Regensburg, 1967. Т. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь