на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА. Муз. культура Сев.-Вост. Африки включает музыку гос-в Джибути, Сомали, Судан, Эфиопия, населённых гл. обр. кушитскими (оромо, беджа, сомали, денакиль, гимира и др.) и семитскими (амхара, тиграи, гураге и др.) этнич. группами, а также нилотскими народами (динка, нуэр, туркани и др.). Муз. культура региона благодаря особенностям его географич. положения (Африканский Рог, связывающий Азию и Африку) сложилась в результате взаимодействия др.-егип., др.-евр., греко-романской, индийской, араб., а также некоторых др. афр. культур. Древнейшие пласты С.-В. А. м. связаны с культурой roc-в, находившихся на территории совр. Судана и Эфиопии, - Куш, Мероэ (8 в. до н. э. - 4 в. н. э.), позже Аксум (2-8 вв. н. э.), где зародились формы придв. музыки (певцы, оркестры при дворах), получили распространение муз. ансамбли на судах. Существ. роль принадлежала музыке в христ. монофизитских обрядах (монофизитское христианство начало утверждаться в регионе с 4 в., в 5-6 вв. оно стало господств. религией в Эфиопии). Возникли самобытные формы литургич. пения и танцев. Уникальные образцы гимнов и псалмодии зафиксированы с помощью мнемонич. нотации, создание которой приписывается св. Яреду (6 в.; он же ввёл 3 ладовых системы, на которых основаны песнопения). В 16 в. Азза Гэра и Азза Рэгуэл усовершенствовали мнемонич. нотацию. Сохранилось 6 литургич. книг (в т. ч. антифонарий Дэггуа). Церк. песнопения исполняются хором, как a cappella, так и в сопр. сакральных инструментов (систр цанацыль, барабан кэбэро, дерев. палки маквамийа). Нередко пению сопутствуют ритмич. танц. движения и хлопанье в ладоши. Эфиоп. церк. музыка, сохраняя архаич. черты, впитала мн. особенности традиц. музыки. Внехрамовые формы культовой музыки (религ. процессии и др.) используются светскими музыкантами, играющими на инструментах, не звучащих в церкви. Под влиянием араб. культуры и ислама (в кон. 7 в. - на терр. совр. Судана, позже - Сомали, части Эфиопии) в практику вошли араб. муз. жанры, стили. С арабо-суахилийской культурой (к зоне суахилийской цивилизации принадлежали прибрежные р-ны совр. Сомали) связаны муз.-поэтич. жанры народа сомали, в которых мелодии не закреплены за определ. текстами (каждая поэма могла исполняться на любую мелодию из группы напевов, соответствующих данному жанру поэмы). В Судане араб. влияния проявились в ритуале суфийских братств - зикр, где немаловажна роль музыки, а также в хвалебных песнопениях, прославляющих пророка Мухаммеда, -мадихи. Однако и эти жанры сохранили самобытные черты афр. музыки (нераздельность пения и танца, использование афр. инструментов и др.). Традиц. музыка при всём её многообразии (что связано с разнородностью этнич. состава населения) имеет прочные афр. корни. Типично хор. пение: в унисон или октаву с использованием гетерофонии - у амхара, тигре, сомали и др., с элементами полифонии - у пилотских народов, развитое 4-голосие - у дорзе. Мелодии почти у всех народов насыщены мелизматикой. Разнообразны ладовая организация (пентатоника - у амхара, тигре, гептатоника - у нуэр, динка и др.) и ритмика С.-В. А. м. (наряду с простыми, 2-дольным и метрами существуют свободные ритмич. построения, напр. в песне восхваления или осуждения - гардаги, и сложные метроритмич. комплексы). Широко распространено респонсорное пение (см. Респонсорий). Популярны также сольные песни - добейт (поются во время езды на верблюде) и др. Нередки песни без инстр. сопр.: дабей (исполняются даже без хлопков в ладоши), герар (о воен. подвигах, поются во время верховой езды) и др. Мн. песни и танцы связаны с разл. ритуалами, отражают анимистич. верования народов региона, исполняются с целью воздействия на силы природы (отсюда имитация в танце повадок животных, птиц). Театрализов. танец-действо мохембе да исполняется с целью изгнания злых духов из тела больного; танец булло передаёт легенду о человеке, победившем злого духа горы; габлейшимбир изображает полёт стайки птиц, дэлимау - работу в поле; экспрессией отличаются воинские танцы эфиоп. народа годджам (прыжки, выкрики). Танцуют чаще вместе мужчины и женщины, но известны и раздельные танцы: танец-плач по умершему у амхара, танец "голубь" в Сомали - женские, некоторые воинские танцы - мужские. Танцы могут сопровождаться только хлопаньем в ладоши и притоптыванием, а также и инстр. ансамблями. Обширен муз. инструментарий региона (особенно в Судане и Эфиопии; в Сомали, в Джибути инстр. музыка не столь значительна). Среди струнных щипковых - 6-струн. крар, 10-струн. бэгэна, тамбур и его разновидности (в т. ч. кисир, бенгия, бене-бене), разл. арфы; среди струнных смычковых - однострун. скрипки масенко (мэсенко), ум-кики, сеезе. Многочисленны духовые инстр.: флейты вашинт, зумбара, боал (тип флейты Пана), имбылита (эмбылта; наряду с трубой малакат и литаврами нэгарит в Эфиопии служила символом власти императора - негуса), трубы пенах (из тыквы), ваза (из тростника), малакат (из бамбука), вуугво (деревянная), разнообразные роги. Идиофоны представлены разл. ксилофонами, ламеллафонами, погремушками, колоколами, ножными колокольчиками и др. Широко распространены ударные: литавры нихас (сакральный инстр.), нуггара (керамические), нэгарит (символ власти; инструмент для царя изготовлялся из золота), барабаны атамо, далюка (глиняный), дингир (водяной) и др. Развита традиция ансамблевой игры. Известны ансамбли из инструментов одного вида (из труб ваза разных размеров, из труб пенах, из барабанов атамо), а также смешанные. Носителями традиц. муз. культуры в Эфиопии были странствующие певцы-сказители азмари (нередко служили и при дворах). Исполнение (соло или дуэтом) песен героико-эпич., лирико-философского содержания они сопровождали виртуозной игрой на масенко или краре. Значит. слой составляли также бродячие певцы низших сословий - хамина (поют небольшими группами a cappella, в их пении присутствует двухголосие). Существ. изменения в муз. жизни региона вызвало проникновение в кон. 19 - нач. 20 вв. элементов европ. (со 2-й пол. 20 в. - амер.) муз. культуры. В городах появились бэнды, возникли формы эстр. музицирования. Новые тенденции в муз. культуре особенно интенсивно проявились после 2-й мировой войны 1939-45. Получила распространение музыка, сочетающая местные и евро-амер. черты: в Сомали сложились совр. жанры - хеело, хеес (синтез старинных поэтич. жанров с элементами европ. музыки; традиц. названия применены к новым явлениям); в Судане - песенный жанр хагибат-альфан (пение 1-2 солистов в сопр. неск. певцов и инстр. ансамбля афро-европ. типа); в Эфиопии - эстр. ансамбли из европ. инструментов и ориентированные на евро-амер. массовую культуру. В то же время в 1950-60-х гг. возрос интерес к традиц. музыке. Этому в значит. степени способствуют радио и ТВ. В странах региона созданы фольклорные оркестры, в т. ч. орк. Нац. театра в Могадишо, оркестры Нац. и Патриотич. театров в Аддис-Абебе. После завоевания независимости Суданом (1956), Сомали (1960), Джибути (1977), революции в Эфиопии (1974) были созданы благоприятные условия для развития в этих странах нац. муз. культуры. Организованы новые муз. коллективы, в т. ч. Нац. фольклорный ансамбль (1960), Нац. театр (1962), Ин-т музыки и драмы (1969) в Судане, Ансамбль танца Сомали (1971), открыты Нац. школа музыки Яреда в Аддис-Абебе, ф-ты искусств в университетах Аддис-Абебы и Асмары. Среди ведущих композиторов региона: К. И. Негуссе, А. Ибрахим, Д. Иоханнэс (Эфиопия), Мухаммед аль-Амин (также певец), А. Марджан (Судан), Али Джерир (Сомали).
Быстров Б., О музыке абиссинцев, в кн.: Долганев Е. Е., Страна эфиопов (Абиссиния), СПБ, 1896; Мisсhliсh A., Uber die Kulturen im Mittel-Sudan, В., 1942; Роwnе М., Ethiopian music: an introduction..., L.-[a. o.], 1968; Kebede Ashenafi, The "Azmari", poet-musician of Ethiopia, "MQ", 1975, v. 61, № 1; Plumlеу G. A., El tambur; the Sudanese lyre or nubian kissar, Camb., [1976]. В. А. Митрофанов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
С..

ЛИТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ЛЬВОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

НАРОДНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НЕМЕЦКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА

ОРКЕСТРЫ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

РУМЫНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Музыкальный словарь ver16