на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕКВЕНЦИЯ (ср.-век. лат. sequentia, от лат. sequor - иду вслед, следую) - 1) жанр ср.-век. монодии, первоначально троп аллилуйи, впоследствии самостоят. песнопение григорианского обихода (см. Григорианское пение). Развивалась также и светская С. на лат. яз. с инстр. сопровождением. Возникла в связи с практикой подтекстовки юбиляций на последнем слоге аллилуйи (в некоторых источниках подтекстоваи весь напев аллилуйи). Такие юбиляций наз. "longissimae melodiae" ("длиннейшие мелодии") или "sequentiae", а текст к ним - "prosa ad sequentiam" (отсюда др. назв. С. - "проза"). С 9 в. сочинялись новые тексты и мелодии С. Аллилуйя, стихи и секвенция "Qui rcgis sceptra". Установление формы С. приписывается Ноткеру Заике (первое крупное собр. С. - "Liber Hymnorum", ок. 860-887). Её особенности: силлабич. строение (слог-нота); последование пар структурно подобных стихов; параллелизм текста и мелодии - парные строки имеют одинаковый распев:, связанные с именем Адама из парижского аббатства Сен-Виктор (12 в.), рифмованы и приближены к гимну (однако все строфы гимна, в отличие от С., поются на одну мелодию). Позднее напевы С. ритмизовались на основе ритмич. модусов, обрабатывались в виде органума. С. оказали влияние на развитие светских муз. форм - виреле, ле, баллады, рондо, эстампиды. Тридентский собор (1545-1563) упразднил все С., кроме пяти, в числе которых "Lauda Sion salvatorem" (текст Фомы Аквинского, ок. 1236, мелодия Адама из Сен-Виктора; использована в опере и симфонии "Художник Матис" Хиндемита), "Dies irae" для заупокойной службы (нач. 13 в.), "Stabat mater dolorosa" (13 в.). С. обрабатывались многоголосно композиторами разных эпох и направлений (см. Dies irae, Stabat mater). 2) Повторение мотива или гармонич. оборота на др. высоте непосредственно вслед за первым его проведением (нем. Sequenz). Обычно всё последование наз. С., а его части - звеньями С.; в др. терминах 1-е звено - "модель", последующие - собственно С. Интервал, на который сдвигается первонач. построение, наз. шагом С. Определяющее функциональное значение имеют крайние точки аккордовой С., в средних звеньях С. преобладают функции переменные. Ф. Гендель. Пассакалья из Сюиты g-moll для клавесина. обычно классифицируют по их функции в композиции (однотональные, односистемные - модулирующие, разносистемные) и по принадлежности к к.-л. из родов звуковой системы (диатонич. - хроматич., см. Роды интервальные). С. разделяют также на мелодич. и аккордовые, на точные и варьированные. Применяются и вне мажорно-минорной системы (напр., в симметричных ладах - односи-стемная С. в соло Звездочёта из оперы "Золотой петушок", цифра 6, такты 2-9). С. - один из приёмов развития (особенно в разработках, связующих партиях).
Пэрриш К., Оул Дж., Образцы муз. форм от григорианского хорала до Баха, пер. с англ., Л., 1975; См. также лит. при статьях Месса, Церковная музыка. 2) Тюлиy Ю. Н., Учение о гармонии, 3М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Берков В. О., Формообразующие средства гармонии, 2М., 1971. См. также лит. при ст. Гармония. Б. Баранова, Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь