на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕРЕНАДА (франц. serenade, от итал. serenata, от sera - вечер; нем. Sta'ndchen) - обозначение группы вок., кам.-инстр., орк. жанров 16-20 вв. 1) Вечерняя приветств. песня, исполняемая под окном возлюбленной под аккомпанемент струнных щипковых инструментов. Возникла в Италии, распространилась у романских народов. Позднее нашла отражение в опере и кам.-вок. соч. (обычно на испан. сюжет, часто юмористический): "Ночной зефир", "Болеро" Глинки, С. из оперы "Дон Жуан" и др. 2) Сольная инстр. пьеса, воспроизводящая характерные черты вок. серенады. 3) В 17-18 вв. циклич. произведения для инстр. ансамбля, родственные дивертисменту, кассации (у Г. И. Ф. Бибера, Й. Гайдна, В. А. Моцарта). В 19-20 вв. инстр. С. утратила прикладное значение, но сохранила ряд традиц. жанровых черт ("Серенада для струн. орк." Чайковского). 4) В 17-18 вв. serenata - произведение, написанное к торжеств. случаю, часто в виде кантаты для солистов, хора и оркестра, иногда со сценич. действием и введением балетных сцен (близкое к опере, напр. "Асканио в Альбе" и "Сон Сципиона" Моцарта).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь