на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА - способы применения серии для создания муз. произведения. С. т. используется многообразно. Один из наиб. общих её принципов - непрерывное повторение серии. Интонац. комплекс серии трактуется как некий инвариант, существующий в 4 формах (см. Серия). Вся ткань произв. составляется из сплетения серийных рядов, подбираемых из общего числа (48) по признаку того или иного их взаимодействия друг с другом. В соч. такого рода нет ничего, что не было бы выведено из серии. Избранный серийный ряд может излагаться горизонтально (в виде мелодии-темы), вертикально (в виде аккордов, созвучий иного типа) и одноврем. по горизонтали и по вертикали. Серийное голосоведение может быть как "одноколейным" (одноврем. излагается 1 ряд), так и "2-, "3-, "4-колейным" (сразу неск. серийных рядов). Наиб. важное условие цельности серийного соч. - взаимосвязь сопряжённых тонов сегмента серии, позволяющая воспринимать повторения одних и тех же её интонац. комплексов (элементарный анализ серийной структуры см. в примерах). При создании произв. в С. т. свободное комп. творчество (без "общепринятых" или "откристаллизовавшихся" стереотипов) проявляется в образном замысле, реализуется в ритмич. структурах, фактурных формах, тематич. связях, построении гармония, вертикали, тембровых Шенберг. Прелюдия из Сюиты для фортепьяно ор. 25. структурах, характере развития, композиции частей и целого. См. также Додекафония. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь