на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕРОВ Александр Николаевич (1820-71) - рус. композитор, муз. критик, муз.-обществ. деятель. Род. в семье чиновника. С детских лет обучался игре на фп., а также влч. (у К. Б. Шуберта). Окончил Уч-ще правоведения (1840), где сблизился с В. В. Стасовым, что способствовало духовному развитию обоих. В 1840-68 служил в разл. ведомствах мин-в юстиции и внутр. дел. Много внимания уделял музыке, самостоятельно овладевал комп. техникой, изучал также философию, художеств. и муз. литературу. К 1840-м гг. относятся первые комп. опыты: замыслы опер "Басурман" (по И. И. Лажечникову), "Виндзорские проказницы" (по У. Шекспиру) и др. С 1851 постоянно выступал в печати в качестве муз. критика (впервые на страницах некрасовского журн. "Современник", где был помещён ряд его обзоров петерб. конц. и муз.-театр. жизни). С нач. 50-х гг. был участником муз. вечеров у М. И. Глинки (знакомство с ним состоялось ещё в 1842), общение с которым сыграло большую роль в формировании эстетич. и творч. принципов С. В 1856-57 сблизился с молодыми композиторами, ставшими впоследствии членами творч. объединения "Могучая кучка", однако позже резко разошёлся с ними. Во время заграничных поездок (начиная с 1858) С. познакомился с Ф. Листом, Г. Берлиозом, Р. Вагнером и др. Был приверженцем и пропагандистом творчества и принципов "муз. драмы" Вагнера. В 1867 совм. с женой В. С. Серовой издавал журн. "Музыка и театр". Осн. область комп. творчества С. - опера. Он выступил за расширение круга оперной тематики и освоение новых жанров (историко-легендарная, нар.-бытовая опера). С. отличали знание законов муз. драматургии, искусство сочетания музыки со сценич. действием, орк.-колористич. мастерство. Однако его муз. стилю присущи нек-рая пестрота и эклектичность. Успех сопутствовал операм "Юдифь" (на сюжет библейской легенды, 1862), "Рогнеда" (на сюжет из рус. истории, 1865), "Вражья сила" (по пьесе А. Н. Островского "Не так живи, как хочется", начата в 1867, после смерти С. завершена В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым). Новаторством явилось обращение композитора к реалистич. бытовой драме из рус. жизни. - одна из основоположников и крупнейший представитель передовой рус. муз. критики. Поборник реализма, он в лит.-муз. деятельности сочетал боевую публицистичность с мастерством эстетич. анализа и науч.-историч. обоснованностью суждений. Во многом следовал принципам демократии, рус. лит. критики, прежде всего - В. Г. Белинского. Он понимал критику как всесторонний анализ произведения. Одним из важнейших требований С. был историзм. С. указывал на необходимость при оценке художеств. явления связать его с эпохой и определить место в общем историч. процессе. Он не отделял муз. критику от науки о музыке. С. ввёл в рус. яз. самый термин музыкознание (в ст. "Музыка, муз. наука, муз. педагогика", 1864). Однако его эстетич. взгляды не свободны от идеализма. Переоценивал роль эмоц. начала в музыке, считал, что музыка "может выражать только настроенность души". В своих оценках нередко был пристрастен и непоследователен. С. - один из первых глубоких истолкователей и пропагандистов творчества М. И. Глинки. В работах о нём, в т. ч. "Опыте технич. критики над музыкой М. И. Глинки" ("Театр. и муз. вестник", 1859, № 49), обосновал значение Глинки как создателя рус. нац. муз. школы (проницательно раскрыл муз.-драматургич. замысел оперы "Жизнь за царя", но не увидел своеобразия оперы "Руслан и Людмила"), В статье, посв. постановке оперы Даргомыжского "Русалка", С. выдвинул тезис о самостоят. славянской школе в музыке. В ряде работ он отстаивал мысль о народности музыки, считал нар. песню основой проф.-муз. искусства. Среди трудов С. также работы о заруб. композиторах (В. А. Моцарте, Л. Бетховене, Р. Вагнере и др.). Он боролся за верное понимание творчества Бетховена (полемика с А. Д. Улыбышевым), подчёркивал значение Бетховена как величайшего симфониста. Для С. характерны решительность и прямота суждений, лит. темперамент, блеск и острота изложения. С.-критик внёс большой вклад в развитие научной муз. мысля в России. Оперы - Юдифь (1863), Рогнеда (1865), Вражья сила (1871, все - Петербург); для солистов, хора и орк. - 2 кантаты, Stabatmater и др.; произв. для орк.; кам.-инстр. ансамбли; сонаты и др. пьесы для фп.; хоры; романсы; обработки нар. песен; музыка к спектаклям драм. театра и др. Критич. статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95; Избр. статьи, т. 1-2, М.-Л., 1950-57; Статьи о музыке (в 7 выпусках], в. 1-6, М., 1985-90.
Серова В. С., Серовы А. Н. и В. А., Воспоминания, СПБ, 1914; Xубов Г., Жизнь А. Серова, М.-Л., 1950; Кремлев Ю. А., Рус. мысль о музыке, т. 2, Л., 1958; Ливанова Т. Н., Оперная критика в России, т. 2, в. 3-4, М., 1969-73; Из забытых писем и воспоминаний, "СМ", 1976, № 12; Черкашина М., А. Н. Севов, 2М.,1988. Ю. В. Келдыш.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь