на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИБЕЛИУС (Sibelius) Ян (1865-1957) - фин. композитор, педагог. Учился у М. Вегелиуса и др. С 1891 преподавал в Хельсинкской конс. (композиция, скр.). Первое значит. произв. С. - симфония "Куллерво" (осн. на образах карело-фин. эпоса "Калевала", 1892), свидетельствовавшая о возникновении нац. фин. романтич. стиля. В 1890-1910-х гг. завоевали признание в Финляндии и др. странах его симфонии, а также симф. поэмы, основанные на фин. нар. поэзии, истории, мифологии и эпосе, в т. ч. наиб. известное соч. С. - "Туонельский лебедь" (написанное на сюжет "Калевалы") из орк. сюиты "Лемминкяйнен". Глава фин. комп. школы, С. стал одним из видных предст. мирового симфонизма. Для С., тяготевшего к программности, характерны виртуозное владение искусством преобразования тем, синтезирование классич. и романтич. принципов формообразования. Не цитируя нар. мелодий, С. органично претворял муз. фольклор, используя его ладово-гармонич. и ритмич. особенности. Соч. С. отличаются своеобразной северной строгостью и одноврем. непосредственностью высказывания. Характерны патриотич. мотивы, которыми проникнуты 2 первые симфонии, симф. поэма "Финляндия", кантата "Край родной", хор. соч. Образы фин. природы претворены в 4-й симфонии, симф. поэмах "Сага", "Весна", "Дриада", "Океаниды" и др. соч., муз. язык которых близок импрессионизму. С. - автор ок. 100 романсов и песен, лучшие из них - "Чёрные розы", "Тростник", "Девушка вернулась со свиданья". Произв. 1910-15-х гг. присущи ритмич. свобода и причудливость, тематич. мозаичность; в них появляются тревожные настроения (4-я симфония, 1914, и др.). В последних соч. С. вернулся к простоте и классич. ясности формы (7-я симфония, симф. поэма "Тапиола"), Среди др. популярных произв. С. - концерт для скр. с орк. и "Грустный вальс" (из музыки к спектаклю по пьесе "Смерть" А. Ярнефельта). Творчеству С. посв. ежегодный Междунар. муз. фестиваль "Неделя С." (с 1951, Хельсинки). Балет-пантомима Скарамуш (1922, Копенгаген); для солистов, хора и орк. - симфония Куллерво (1892); для орк. - 7 симф. (1899-1924), сюита Лемминкяйнен (4легенды, 1893-96), симф. поэмы, в т. ч. Сага (последняя ред. 1901), Весенняя песня (1894), Финляндия (1899), Дочь Севера (1906), Ночная скачка и восход солнца (1907), Тапиола (1926); концерт для скр. с орк. (1903; 2-я ред. 1905); струн. квартет Voces intimae (1909); пьесы для скр. с фп. (св. 50), для фп. (ок. 130); соч. для голоса с орк.; песни; музыка к спектаклям драм. театра (в т. ч. в виде орк. сюит) и др.
Александрова В., Бронфин Е., Ян Сибелиус, М., 1963; Ступель А., Ян Сибелиус, Л., 1963; Вачнадзе М., Ян Сибелиус, М., 1963, 2Тб.. 1965 (на груз. яз.);Norman, [1954]; Ekman K., S. Sibelius, Hels., 1956; Jоhansоn H. E., J. Sibelius, N. Y., 1959; Vignal M., J. Sibelius, P., [1965]; Tawaststjerna E., J. Sibelius, osa 1-5, Hels., 1965-88 (рус. пер. - ч. 1, M., 198) M. А. Сальберг-Вачнадзе.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь