на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИМФОНИЗМ - муз.-эстетич. категория, подразумевающая как метод художеств. отражения действительности в музыке, так и продиктованный им характер муз. драматургии и мышления. Слово "С." как производное от "симфония" впервые употребил А. Н. Серов; понятие С. разработано Б. В. Асафьевым. В его трактовке С. означает органичную взаимосвязь и взаимодействие муз. образов в их динамичном и непрерывном становлении, преобразовании, переходах в качественно новые состояния, диалектике развития от контраста к синтезу, от противоречия к единству. Принципам С. наиб. близко отвечают композиц. закономерности сонатной формы и сонатно-симф. цикла. С. отразил процесс освоения муз. искусством и самой диалектики бытия, и диалектич. принципов мышления. К наиб. ярким проявлениям симфонизма Асафьев относил симф. творчество Л. Бетховена и П. И. Чайковского, а также оперное творчество П. И. Чайковского и Р. Вагнера, где драматургич. роль оркестра велика в собственно муз. решении драмы. Однако с развитием и обогащением понятия С. в сов. науке (И. И. Соллертинский, А. А. Альшванг, Л. В. Данилевич, Т. Н. Ливанова, И. Я. Рыжкин, А. Н. Сохор, Е. М. Орлова, Н. С. Николаева и др.) утвердился взгляд, что рамки этого явления намного шире и включают искусство И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, композиторов-романтиков 19 в., С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др. Означая автономизацию муз. мышления в способности отражения действительности, С. проявился и в фуге, и в барочном концерте, и в симфонической поэме, и в циклах миниатюр романтиков, и в др. жанрах и формах. Разнообразно претворение С. в муз. искусстве 20 в., развивающемся в условиях множественности стилей и форм муз. организации, предельной индивидуализации композиц. решений, активизации взаимодействия музыки с др. видами искусства.
Асафьев Б. В., Инстр. творчество Чайковского, П., 1922; его же, Симфонизм как проблема совр. музыкознання, в кн.: Беккер П., Симфония от Бетховена до Малера, пер. с нем., под ред. И. Глебова, Л., 1926; его же, Муз. форма как процесс, кн. 1-2, Л., 1971; Данилевич Л. В., Симфонизм как муз. драматургия, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, в. 2, М., 1955; Соллертинский И. И., Историч. типы симф. драматургии, в его кн.: Муз.-историч. этюды, Л., 1956; Альшванг А., Симфонизм Бетховена, в его кн.: Иэбр. соч., т. 2, М., 1965; Николаева Н. С., Симф. метод Бетховена, в кн.: Музыка Франц. революции XVIII в. Бетховен, М., 1967; Арановский М. Г., Симф. искания. Проблема жанра симфонии в сов. музыке 1960-1975 гг., Л., 1979; Орлова Е. М., Интонац. теория Асафьева как учение о специфике муз. мышления, М., 1984; Чернова Т. Ю., Драматургия в инстр. музыке, М., 1984; Холопов Ю. (Н.], О понятии "симфонизм", в кн.: Б. В. Асафьев и совр. муз. культура, М., 1986.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь