на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА - жанр симф. музыки. Обычно С. к. представляет собой одночастное программное произв. (см. Программная музыка), характеризующееся свободной, чаще вариационной, формой, созерцательностью или неторопливой повествовательностью, обилием живописных деталей. Образы С. к. часто связаны с пейзажем или жанрово-бытовыми, сказочно-фантастич. и батальными сценами и не претерпевают значит. изменений. Тематизм нередко обладает яркой характеристичностью и чертами изобразительности (напр., "Баба-Яга", "Волшебное озеро" и "Кикимора" Лядова). Наиб. распространение С. к. получила в рус. и сов. музыке: у А. Г. Рубинштейна ("Иван Грозный" и др.), М. П. Мусоргского ("Ночь на Лысой горе"), Н. А. Римского-Корсакова ("Садко"), А. П. Бородина ("В Средней Азии"), А. К. Глазунова ("Кремль", "Весна"), А. К. Лядова, Вас. С. Калинникова, А. А. Спендиарова, Р. М. Глиэра и др. Встречаются С. к. как относительно самостоят. орк. фрагменты в операх или балетах ("Полтавский бой" в опере "Мазепа", "Три чуда" в опере "Сказка о царе Салтане", "Сеча при Керженце" в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.). С. В. Рахманинов создал жанр фп. картины ("Этюды-картины").
См. лит. при ст. Программная музыка.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь