на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (нем. symphonische Dichtung, sinfonische Poem, Tondichtung; франц. роете symphonique; итал. роста sinfoniса) - жанр симф. музыки, созданный Ф. Листом и выражающий романтич. идею синтеза искусств (см. Программная музыка). С. п. представляет собой одночастное орк. произв., допускающее разнообразные источники программы (лит-pa и живопись, реже - философия или история; картины природы). С. п. свойственно свободное развитие муз. материала, сочетающее разл. принципы формообразования, чаще всего сонатность и монотемагизм с цикличностью и вариационностью. После Листа в этом жанре работали К. Сен-Сане, С. Франк, Б. Сметана, А. Дворжак; в 20 в. - Р. Штраус, Я. Сибелиус, Ф. Дилиус, М. Регер, А. Шёнберг, Б. Барток, О. Респиги и др. Большую популярность жанр С. п. приобрёл в творчестве рус. и сов. композиторов (М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, А. И. Хачатурян, К. Караев, Г. Г. Галынин, О. В. Тактакишвили и др.). Влиянию С. п. подверглись в своём развитии и др. жанры - симфония, концерт, соната.
Попова Т. В., Симф. поэма, 3М., 1963; Кlоibеr R., Handbuch der symphonischen Dichtung, Wiesbaden, 1967. См. также лит. при ст. Программная музыка. Г. В. Жданова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь