на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СИЦИЛИАНА (итал. siciliana; франц. sicilienne; букв. - сицилийская) - вокальная или инструментальная пьеса, происходящая, вероятно, от сицилийского нар. танца или танц. песни. Темп умеренный, муз. размер 6/8 или 12/8. С. ритмически близка пасторали (а также жиге, форлане): для обеих типичен пунктирный ритм Характерными чертами С. являются минорный лад, певучесть, почти полное отсутствие staccato, трёхчастное строение da capo (встречаются также пьесы в старинной двухчастной и др. формах). В 16 в. появляются арии-С. (в кон. 17 - 1-й пол. 18 вв. - у А. Скарлатти, Г. Ф. Генделя). В инстр. циклах С. использовалась в качестве медленной части. Муз. фактура С. бывает 2 типов: простая, гомофонная (с повторяющимися аккордами в сопровождении) и более сложная (полифонизированная, с развитыми голосами). Высокие образцы С. (вокальные и инструментальные) принадлежат И. С. Баху. В муз. искусстве 20 в. обращение к С. - одно из средств придания нац. определённости произв. неоклассицистского направления. Ф. Гендель. Ария Самсона из оратории "Самсон".
Тibу О., Il problem" delta "siciliana" dal Trecento al Settecento, "Bollettino del Centro di studi filologici e linguistic! Sicilian!", II, 1954.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь