на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СКЕРЦО (итал. scherzo, букв. - шутка) - 1) в 16-17 вв. обозначение муз. соч., гл. обр. канцонетт на шутливые тексты (одногол. и многогол.) и разл. инстр. пьес, напр. "Scherzi musicaii" Монтеверди (1607), "Arie, scherzi, canzonetie, madrigali" Брунелли (кн. 1 - 3, 1613-16). 2) Первоначально одна из частей инстр. сюиты (партиты № 3, и № 6 для клавира И. С. Баха). С кон. 18 в. С. - одна из частей (обычно 3-я) сонатно-симф. цикла, постепенно занявшая место менуэта. Обозначение "С " появилось в 9-й фп. сонате Й. Гайдна и утвердилось в сонатах и симфониях Л. Бетховена, В некоторых фп. сонатах К. Ф. Э. Баха и струн. квартетах Й. Гайдна (ор. 33, №№ 2-6) применено обозначение Scherzando. Для С. характерны 3-дольнай размер, быстрый темп, резкая смена контрастных образов - от весёлой игры до гротеска. Порой С. приобретали нар.-жанровый оттенок. В симф, творчестве А. Брукнера, Г. Малера, Д. Д. Шостаковича С. играет исключительно важную роль в общей драматургии цикла. В 19 в. С. обособилось в самостоят. жанр, близкий к каприччо. Обычно С. предназначаются для фп. или др. солирующего инструмента (С. для фп. Ф. Шопена, Р. Шумана, И. Брамса, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского). Встречаются также С. для разл. ансамблей, для оркестра ("Ученик чародея" Дюка, "Фантастич. С." Стравинского). Ю Е Семёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь