на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СКЛАД МУЗЫКАЛЬНЫЙ (нем. Satz, Schreibweise; англ. setting, constitution; франц. conformation) - понятие, определяющее специфику развёртывания голосов (голоса), логику их горизонтальной, а в многоголосии также вертикальной организации. Одноголосию чаще свойствен монодический С. м. (см. Монодия, 3), при котором звуки соотносятся по горизонтали, "перетекая" один в другой, и исключается вертикаль (одновременность разных высот). Однако не всякое одноголосие монодично: в эпоху развитого гармонич. мышления мелодия отражает логику аккордовой гармонии. При многоголосии С. м. бывает полифонический и гомофонно-гармонический. Полифонич. С. м. (см. Полифония) образуется при одноврем. звучании двух или неск. мелодич. линий; горизонтальные связи между звуками преобладают; вертикаль как результат взаимодействия относительно самостоятельно движущихся голосов производна (сумма интервалов). Гомофонно-гармонич. С. м. (см. Гомофония) обусловлен мышлением вертик. комплексами (аккордами); движение голосов подчинено смене гармоний, и горизонтальные (мелодические) линии ткани являются результатом реализация гармонической (вертикальной) логики. При полифонии. С. м. голоса в принципе функционально равноправны; в гомофонно-гармонич. С. м. голоса различаются по функциям: главный голос (наиб. индивидуализированный), бас (основание гармонии) и дополняющие голоса. На практике разные виды С. м. часто смешиваются; качества полифонич. и гомофонно-гармонич. С. м. могут сосуществовать в последовательности и в одновременности; по своей природе смешанным С. м. (монодич. и полифонич. признаки) является гетерофония. Эволюция и смены С. м. связаны с осн. этапами развития европ. проф. музыки; так, выделяются эпохи монодии (древние культуры, средневековье), полифонии (позднее средневековье и Возрождение), гомофонии (новое время). В 20 в. возникли новые разновидности С. м.: сонорно-монодический (характерна формально многоголосная, но по сути единая линия из нерасчленимых, имеющих тембровое значение эвучностей, см. Сонорика), пуантилистич. С. м. (отд. звуки или мотивы в разных регистрах, формально образующие линию, фактически принадлежат множеству скрытых голосов; см. Пуантилизм) и др.
Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, М., 1966; Бершадская Т. С., Лекции по гармонии. Л.. 1978; Галицкая С. П., Теоретич. вопросы монодии, Таш., 1981. Т.С. Кюрегян.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь