на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СОNСЕRТО GROSSO (кончерто грбссо, итал., букв.- большой концерт) - 1) жанровая разновидность инстр. концерта, основанная на чередовании и противопоставлении всего состава исполнителей и группы солистов (соответственно concerto grosso - concertino, tutti - soli, con ripieni - senza ripieni). Сложился в 70-х гг. 17 в. в Сев. Италии (А. Страделла, Дж. Торелли). Истоки С. g.- гл. обр. многохорный вок.-инстр. концерт 16-17 вв. и ранняя трио-соната. Традиц. исполнит. состав трио-сонаты (напр., 2 скр. и влч.) стал основой концертино (2). Цикл С. g. основан на чередовании медленных гомофонных и быстрых полифоннич. частей. Классич. образцы С. g.- у А. Корелли, А. Вивальди, Г. Ф. Генделя. У Г. Муффата струнное concertino заменяется или дублируется духовым (напр., 2 гобоя и фагот). Традициям С. g. следуют И. С. Бах в 6 "Бранденбургских концертах" для орк., Гендель в 18 орг. концертах. Принципы инстр. изложения, характерные для С. g., сохранялись до 19 в. в прикладной и программной музыке (Й. Гайдн, В. А. Моцарт). В 20 в. жанр С. g. возродился в связи с интересом к старинной музыке (Э. Кшенек, Б. Мартину, Э. Тамберг, А. Я. Эшпай, А. Г. Шнитке и др.). 2) Первоначально полный состав исполнителей в итал. инстр. концерте 17-1-й пол. 18 вв. (аналогично tutti, ripieni).
Зейфас Н., Concerto grosso в музыке барокко, в сб.: Проблемы муз. науки, в. 3, М., 1975; ее же, Concerto grosso в творчестве Генделя, М., 1980. М. Фраёнова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь