на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА. Музыка СССР включает муз. культуру многочисл. национальностей и народностей, имеющих как многовековые муз. традиции, так и традиции, сложившиеся в советское время. В своём развитии С. м. опирается на богатое наследие нар. творчества и классической музыки народов СССР, что во многом определяет разнообразие её стилей, нац. форм, жанров, средств выразительности. Приобщение трудящихся к основам муз. культуры стало после Окт. революции 1917 одной из гос. задач. На основании Декрета Совета Нар. Комиссаров о Моск. и Петрогр. консерваториях (12 июля 1918) и др. декретов введение гос-ва перешли крупнейшие учреждения (консерватории, театры, нотные издательства), исполнит. коллективы. Музыка как предмет была включена в программу общеобразоват. школы. Широкое распространение получили популярные концерты и лекции о музыке, возникли нар. консерватории, самодеят. хоры, оркестры. В первые годы после Окт. революции примечательным для С. м. было стремление выразить в искусстве дух революц. эпохи. Интенсивно развивался жанр массовой песни, в котором работали как самодеят. авторы ("По долинам и по взгорьям", "Смело мы в бой пойдём"), так и композиторы-профессионалы ("Марш коммунаров" Васильева-Буглая, "Марш Будённого" Дм. Я. Покрасса, "Красная Армия всех сильней" С. Я. Покрасса). Темы патриотизма, труда нашли отражение в хорах А. Д. Кастальского. Образ революц. пролетарских масс запечатлели песни и хор. сцены А. А. Давиденко ("Улица волнуется", "На десятой версте от столицы"), соч. В. А. Белого, М. В. Коваля, Б. С. Шехтера. Муз. творчество 1920-х гг. отмечено поисками новых средств в области языка, драматургии, формы, способных выразить актуальное содержание. Стремление отразить в музыке пафос индустриализации привело к усилению элементов конструктивизма (кам.-инстр. и орк. сочинения Н. А. Рославца; сюиты "Телескопы" Л. А. Половинкина, 1926-35; симф. эпизод "Завод" Мосолова, 1926, и др.). В произв. 20 гг. в целом ослабевает связь с классич. традицией. Однако её развивали в своём творчестве такие музыканты, как А. К. Глазунов, С. Н. Василенко, Н. Я. Мясковский, А. Ф. Гедике, Р. М. Глиэр, М. Ф. Гнесин, М. М. Ипполитов-Иванов и др. Важным событием стало создание первых соч. на революц. тематику для муз. театра: опера "За Красный Петроград" Гладковского и Пруссака (1925), балет "Красный вихрь" Дешевова (1924). Заметна тенденция приблизить оперу к драм. спектаклю, к представлению плакатно-митингового характера ("Лёд и сталь" Дешевова, "Северный ветер" Книппера, обе - 1930). Однако слабыми и схематичными оказались либретто некоторых соч., в т. ч. первых, ярких в муз. отношении балетов Шостаковича "Золотой век" (1930) и "Болт" (1931). В 1927 пост. первый репертуарный сов. балет - "Красный мак" Глиэра. Значительными были достижения в области симф. жанра: 5-я и 6-я симф. Мясковского (1918, 1923), 1-я симф. Шостаковича (1925), симф. Шапорина (1932). События революции и современности нашли отражение в программных симфониях: 2-й - "Октябрю" (1927) и 3-й - "Первомайской" (1929) Шостаковича, драм. симф. "Ленин" Шебалина (1931). С. С. Прокофьев, живший в 1918-33 за рубежом, создал оперы "Любовь к трём апельсинам" (1919) и "Огненный ангел" (1927), 3-й концерт для фп. с орк. (1921), балеты "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (2-я ред. 1920), "Стальной скок" (1925; посв. России нового времени), 2-4-ю симф. (1924-30) и др. Активную исполнит. и пед. деятельность вели мастера старшего поколения (дирижёры Н. А. Малько, К. С. Сараджев, В. И. Сук; хор. дирижёры Н. М. Данилин, М. Г. Климов, П. Г. Чесноков, М. Е. Пятницкий; пианисты Ф. М. Блуменфельд, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Л. В. Николаев; певцы К. Г. Держинская, И. В. Ершов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Л. В. Собинов, Е. А. Степанова), а также и более молодые музыканты (дирижёры А. В. Гаук, Н. С. Голованов, А. М. Пазовский, С. А. Самосуд; хор. дирижёр А. В. Свешников; пианисты Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, Г. Р. Гинзбург, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг, М. В. Юдина; скрипачи М. Б. Полякин, М. Г. Эрденко; виолончелист С. М. Козолупов; певцы В. В. Барсова, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, М. П. Максакова, М. Д. Михайлов, А. С. и Г. С. Пироговы, М. О. Рейзен и др.). Возникли исполнит. коллективы- орк. Персимфанс (1922), симф. орк. Всес. радио (1930), укр. капелла "Думка" (1920), струн. квартеты: Московский (1919, с 1921 - им. А. Страдивари), Моск. консерватории (1923, с 1931 - им. Л. Бетховена), им. Комитаса (1925) и др. Возросла роль музыкальной культуры в национальных республиках. Укр. композиторы успешно работали в хоровом и песенном (Н. Д. Леонтович, К. Г. Стеценко, Я. С. Стеновой), а также в симф. жанрах (2-я симф. Ревуцкого, 1927, 2-я ред. 1940; "Увертюра на 4 укр. темы" Лятошинского, 1926). Были созданы классич. образцы груз. и арм. оперы ("Даиси" Палиашвили, 1923; "Алмаст" Спендиарова, 1928), груз. романса (Д. И. Аракишвили). Формированию нац. комп. школ в ряде сов. республик способствовали музыканты РСФСР: Р. М. Глиэр (Азерб. ССР, Узб. ССР), А. В. Затаевич (Казах. ССР), позднее - С. А. Баласанян (Тадж. ССР), Е. Г. Брусиловский (Казах. ССР), С. Н. Василенко (Узб. ССР), В. А. Власов и В. Г. Фере (Кирг. ССР), В. А. Золотарёв (БССР) и др. О достижениях отечеств. музыковедения свидетельствовали книги Б. В. Асафьева - "Симф. этюды" (П., 1922) и "Рус. музыка от нач. XIX столетия" (М.-Л., 1930), Н. Ф. Финдейзена - "Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до кон. XVIII в." (т. 1-2, М.-Л., 1928-29), работы Б. Л. Яворского, Н. А. Гарбузова, посвящённые муз.-теоретич. проблемам, а также А. В. Оссовского, И. И. Соллертинского, Н. П. Малкова, В. М. Беляева, Е. М. Браудо, М. В. Иванова-Борецкого. В спорах о путях и перспективах развития С. м. сталкивались разные группировки. Российская ассоциация пролетарских музыкантов (создана в 1923), ратуя за идейную перестройку и демократизацию С. м. на основе массовой песни, в то же время проявляла нетерпимость ко всем иным направлениям (в 1928 в РАПМ перешла б. ч. композиторов "Проколла"). РАПМ противостояла Ассоциация современной музыки (создана в 1924; объединяла композиторов разных поколений), к-рая выступала за высокий профессионализм, пропагандировала произведения советских, а также современных зарубежных композиторов, но в творческом отношении не представляла единого направления. Постановлением ЦК ВКП (б) от 23 апр. 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций" разрозненные группировки были распущены. Впоследствии создан Союз сов. композиторов (см. Союз композиторов СССР). В 1930-е гг. сов. композиторы создали значит. произв. в оперном жанре. Новые принципы оперной драматургии, глубину психологич. характеристик, остроту драм. конфликта продемонстрировала опера "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") Шостаковича (1932, новая ред. 1956). Получили распространение произведения, основанные на интонациях и формах массовой песни, - "Тихий Дон" Дзержинского (1935) и др. В них наряду с позитивными (демократичность языка) проявились отрицат. качества (однотипность оперных форм, фрагментарность драматургии). К достижениям кон. 1930-х гг. относятся оперы "Семён Котко" Прокофьева (1939), "Кола Брюньон" ("Мастер из Кламси") Кабалевского (1938, 2-я ред. 1968), "В бурю" Хренникова (1939, 2-я ред. 1952). В некоторых нац. республиках, преим. ср.-азиатских, получил развитие жанр муз. драмы - пьесы, насыщенные муз. номерами (нар. песнями, танцами): "Кыз Жибек" Брусиловского (1934), "Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля (1937) и др. Впоследствии появились оперы, основанные на фольклорном материале: "Нэргиз" Магомаева (1935), "Кёр-оглы" Гаджибекова (1936), "Ер-Таргын" Брусиловского (1936), "На рассвете" ("Лусабацин") Степаняна (1938), "В пущах Полесья" Богатырёва (1939), "Лунная красавица" ("Айчурек") Власова, Фере и Малдыбаева (1939), "Восстание Восе" Баласаняна (1939), "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова (1940), "Золотоволосая" ("Алтынчач") Жиганова (1941) и др. Авторы балетов обратились к остродрам. сюжетам, к классич. литературе: "Пламя Парижа" и "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (1932, 1934), "Лауренсия" Крейна (1939). Заметными явлениями стали первые груз. и тат. балеты - "Сердце гор" А. М. Баланчивадзе (1936), "Турале" Яруллина (1941), а также балет "Аистёнок" Клебанова (1937). К высочайшим образцам мировой балетной музыки принадлежит "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1936). Сов. симфонизм продолжил и развил традиции мирового симфонизма с его значительностью идей, философским осмыслением жизни: 4-6-я симф. Шостаковича (1936 - 39), 16-я и 21-я симф. Мясковского (1936, 1940), 1-я симф. Хачатуряна (1934), 1-я симф. Хренникова (1935), 2-я симф. Лятошинского (1936). Достигает расцвета жанр инстр. концерта: фп. и скр. концерты Хачатуряна (1936, 1940), 2-й для скр. Прокофьева (1935), 1-й для фп. Шостаковича (1933), 1-й для фп. Хренникова (1933), 2-й для фп. Кабалевского (1936), для фп. Ревуцкого (1934), для скр. Шебалина (1940). Появляется интерес к кантатно-ораториальному жанру. Оригинальным опытом воплощения темы революции стала "Кантата к XX-летию Октября" Прокофьева (на тексты из соч. К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937). Патриотич. теме посв. монументальная симфония-кантата "На поле Куликовом" Шапорина (1939), оратория "Емельян Пугачёв" Коваля (1939). Классич. образцом С. м. явилась кантата "Александр Невский" Прокофьева (1939, на основе музыки к к.-ф.), давшая мощный импульс развитию кантатно-ораториального жанра. Обогащается содержательно и интонационно массовая песня. Яркие образцы сов. песни принадлежат И. О. Дунаевскому ("Песня о Родине" из к.-ф. "Цирк", "Марш энтузиастов" из к.-ф. "Светлый путь" и др.). Широкую известность приобрели песни А. В. Александрова, М. И. Блантера, Н. В. Богословского, Дм. Я. и Дан. Я. Покрассов, В. Г. Захарова. Большую роль в пропаганде песни сыграли Ансамбль песни и пляски Советской Армии под рук. А. В. Александрова (осн. в 1928), эстр. орк. под рук. Л. О. Утёсова (осн. в 1929), Русский народный хор (осн. в 1910, с 1927 - им. Пятницкого). Создаются новые муз. коллективы, в их числе - Государственный симфонический оркестр Союза ССР (1936), Гос. хор СССР (1936, с 1955 - Государственный академический русский хор Союза ССР), Ансамбль нар. танца СССР (1937); открываются консерватории в Минске, Свердловске, Ташкенте, Кишинёве и др. городах; организуются Всес. конкурсы музыкантов-исполнителей (с 1933). Получают признание в стране и за рубежом дирижёры Н. П. Аносов, К. К. Иванов, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский, Ниязи, Н. Г. Рахлин, Ю. Ф. Файер, Б. Э. Хайкин, пианисты Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, П. А. Серебряков, Я. В. Флиер, скрипачи Г. В. Баринова, Д. Ф. Ойстрах, М. И. Фихтенгольц, виолончелисты С. Н. Кнушевицкий, Я. П. Слободкин, певцы К. Байсеитова, М. И. Литвиненко-Вольгемут, М. П. Максакова, Г. М. Нэлепп, И. С. Паторжинский, С. П. Преображенская, Н. С. Ханаев, Н. Д. Шпиллер, И. П. Яунзем. Одной из форм демонстрации достижений С. м. стали декады нац. искусства (проводились в 1936-60 в Москве). С целью улучшения подготовки нац. кадров при Моск. конс. были созданы нац. студии. Поступательное развитие С. м. в 30-е гг. осложнялось рядом негативных тенденций, в частности начавшимся процессом расслоения искусства на официально принятое и отвергаемое. Безосновательной критике были подвергнуты опера "Леди Макбет Мценского уезда" и балет "Светлый ручей" Шостаковича (редакционные статьи "Правды" от 28 янв. 1936 - "Сумбур вместо музыки", от 6 фев. 1936 - "Балетная фальшь"). Нек-рые произв., в т. ч. и Шостаковича, не допускались к исполнению. В годы Отечеств. войны 1941-45 определяющей темой муз. искусства стала героич. борьба сов. народа с врагом. Символом единения сов. людей явилась песня "Священная война" А. В. Александрова. Звучали патриотич. и лирич. песни В. А. Белого, М. И. Блантера, Н, В. Богословского, В. Г. Захарова, К. Я. Листова, Б. А. Мокроусова, А, Г. Новикова, В. П. Соловьёва-Седого, М. Г. Фрадкина, Т. Н. Хренникова и др. Высокий пафос отличает симфонии воен. времени: 7-ю ("Ленинградскую"), написанную в первые месяцы блокады (в августе 1942 в осаждённом Ленинграде её исполнил симф. орк. Ленингр. радио под рук. К. И. Элиасберга) и 8-ю (1943) Шостаковича, 22-ю и 24-ю Мясковского (1941, 1943), 2-ю ("Симфония с колоколом") Хачатуряна (1943), 2-ю Хренникова (1942), 5-ю Прокофьева (1944), 2-ю Мурадели (1945). Патриотич. направленность творчества вызвала интерес к отечеств. истории, литературе: опера "Война и мир" (1943; имела последующие редакции) и музыка к к.-ф. "Иван Грозный" (1942) Прокофьева, оратория "Сказание о битве за Русскую землю" Шапорина (1944). О возросшей роли нац. культур свидетельствовали оперы "Улугбек" Козловского (1942), "Абай" Жубанова и Хамиди (1944), "Родина" К. Караева и Гаджйева (1945), балет "Гаянэ" Хачатуряна (1942). Интенсивной была деятельность сов. исполнителей. Огромный размах приобрела шефская работа на фронтах. Во время войны не прекращалась работа конц. орг-ций, уч. заведений, театров, многие из которых находились в эвакуации. Темы войны, борьбы за мир нашли отражение и в соч. 2-й пол. 40-х - 50-х гг.: оперы "Семья Тараса" Кабалевского, "Молодая гвардия" Мейтуса (обе - 1947, 2-я ред. 1950), оратория "На страже мира" Прокофьева (1950), симф. поэма "За мир" Дж. Гаджйева (1951), оперетта "Вольный ветер" Дунаевского (1947) и др. Среди значит. произв. этих лет - 9-я симф. (1945), вок. цикл "Из еврейской нар. поэзии" (1948) Шостаковича, 6-я симф. Прокофьева (1947), 27-я симф. Мясковского (1949). К достижениям первого послевоен. десятилетия принадлежат опера "Декабристы" Шапорина (1953), балет "Спартак" Хачатуряна (1954), "Поэма памяти Сергея Есенина" (1956) и "Патетическая оратория" (1959) Свиридова, 10-я и 11-я ("1905 год") симфонии (1953, 1957), 3-6-й струн. квартеты (1946-56) Шостаковича, 7-я симф. Прокофьева (1952). В 1950 - нач. 60-х гг. в С. м. пришло поколение композиторов, творчество которых определило её облик в послед. десятилетия: Ю. М. Буцко, Г. Г. Галынин, С. А. Губайдулина, Э. В. Денисов, С. М. Слонимский, Б. А. Чайковский, К. С. Хачатурян, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрин, А. Я. Эшпай, Ф. Амиров, К. Караев, А. Г. Арутюнян, А. А. Бабаджанян, Э. М. Мирзоян, О. В. Тактакишвили, Э. Тамберг, С. Ф. Цинцадзе и др. Среди мастеров сов. исполнит. искусства 50-х гг.: пианисты С. Т. Рихтер, Т. П. Николаева, В. К. Мержанов, скрипачи Л. Б. Коган, И. С. Безродный, Ю. Г. Ситковецкий, виолончелисты М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран, певцы И. К. Архипова, Г. М. Гаспарян, Ж. Гейне-Вагнере, Б. Р. Гмыря, 3. А. Долуханова, Т. Куузик, П. Г. Лисициан, А. П. Огнивцев, Г. Отс, И. И. Петров. Результаты многолетних исследований обобщают капитальные музыковедч. труды: "Глинка", "Музыкальная форма как процесс" (кн. 2 - "Интонация") Асафьева (обе - М., 1947), "История рус. музыки" Келдыша (ч. 1-3, М. - Л., 1947-54), книги и статьи А. А. Альшванга, И. Ф. Бэлзы, В. А. Васиной-Гроссман, М. С. Друскина, В. Д. Конен, О. Е. Левашёвой, Т. Н. Ливановой, Л. А. Мазеля, И. В. Нестьева, М. С. Пекелиса, В. В. Протопопова, В. А. Цуккермана, Б. М. Ярустовского. 2-я пол. 40-х гг. отмечена усилением административно-командных методов руководства искусством. В постановлении ЦК ВКП (б) от 10 февр. 1948 "Об опере "Великая дружба" В. И. Мурадели" с позиций тенденциозно понимаемых идей народности, демократичности и реализма были подвергнуты уничтожающей критике и обвинены в формализме ведущие сов. композиторы. Пагубные последствия такой критики и обвинений выразились в кризисе большинства академич. жанров, упрощении замыслов произв., бедности муз. языка. Этот документ был отменён постановлением ЦК КПСС от 28 мая 1958 "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий" и "От всего сердца"". С 50-х гг. и в последующие десятилетия междунар. авторитет завоевывают: дирижёры Ю. Домаркас, Д. И. Кахидзе, Д. Г. Китаенко, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Ю. И. Симонов, Ю. X. Темирканов, В. И. Федосеев; хор. дирижёры Н. В. Кутузов, В. Н. Минин, К. Б. Птица, В. Г. Соколов, О. А. Чекиджян, В. Д. Чернушенко, Г. Эрнесакс, А. А. Юрлов; пианисты Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Э. К. Вирсаладзе, Л. Н. Власенко, С. Л. Доренский, В. В. Крайнев, Е. В. Малинин, Е. Г. Могилевский, М. В. Плетнёв, Н. А. Петров, А. А. Слободяник, Г. Л. Соколов; скрипачи Б. Л. Гутников, О. М. Каган, В. А. Климов, О. В. Крыса, И. Д. Ойстрах, В. Т. Спиваков, В. В. Третьяков; виолончелисты Н. Г. Гутман, М. Н. Хомицер, Н. Н. Шаховская; певцы 3. И. Анджапаридзе, В. А. Атлантов, М. Л. Биешу, И. П. Богачёва, А. Ф. Ведерников, Г. П. Вишневская, Ю. А. Мазурок, Е. Е. Нестеренко, В.-К. Норейка, Е. В. Образцова, Е. Б. Серкебаев, Т. И. Синявская, А. Б. Соловьяненко, З. Л. Соткилава, Б. Т. Штоколов. В 60-70-х гг. существенно пополнился арсенал выразит. средств С. м. за счёт освоения серийной техники, алеаторики, сонорики. Не сразу были поняты яркие представители новых направлений, однако время выявляет значимость начатых ими поисков. Всё больше взаимообогащаются нац. муз. культуры, сближаются уровни их развития, ширится многообразие стилей. Получает известность музыка таких композиторов, как Г. А. Канчели, С. И. Насидзе, А. Р. Тертерян, Е. Мансурян, М. М. Скорик, В. В. Сильвестров, П. Дамбис, Б.-В. Кутавичюс, В. Тормис, М. М. Таджиев, Ф. X. Бахор, Т. Шахиди, Ч. Нурымов. В 50-70-х гг. были созданы яркие произв., связанные с воплощением ленинской и революц. темы: 11-я ("1905 год") и 12-я ("1917-й год") симф. Шостаковича (1957, 1961), оратория-поэма "Двенадцать" Салманова (1957), оратория "Ленин в сердце народном" Щедрина (1969), драматория "Ленин" Караманова (1977), оперы "Мать" Хренникова (1957), "Октябрь" Мурадели (1961), "Оптимистическая трагедия" Холминова (1965). Усиливается интерес к неиспользованным ранее фольклорным жанрам, к новым принципам их обработки: "Гурийские песни" (для оркестра и вок. ансамбля) Тактакишвили (1971), "Мужские песни" (1965) и др. хоры Тормиса, вок. циклы "Русская тетрадь" Гаврилина (1965), "Песни вольницы" Слонимского (1959), "Лакские песни" Чалаева. Крупным явлением С. м. стали хор. и кам.-вок. сочинения Г. В. Свиридова, тесно связанные с нар. традицией и в то же время знаменовавшие рождение новых жанров (кантата "Курские песни", 1964, и др.). Самобытно претворяется фольклор в творчестве Щедрина (1-й концерт для фп. с орк., 1954; опера "Не только любовь", 1961; концерт для орк. "Озорные частушки", 1963). Разнообразна по тематике и жанрам театр. музыка. Наряду с многоактной оперой ("Пассажирка" Вайнберга, 1968; "Пётр Первый" Петрова, 1975; "Мёртвые души" Щедрина, 1977; "Мария Стюарт" Слонимского, 1981; "Пена дней" Денисова, 1981; "Тиль Уленшпигель" Каретникова, 1984) развиваются жанры монооперы и кам. оперы ("Записки сумасшедшего" и "Белые ночи" Буцко, 1959 и 1966; "Дневник Анны Франк" и "Письма Ван Гога" Фрида, 1969 и 1975; "Шинель" и "Коляска" Холминова, обе - 1971), чему в большой мере способствовало открытие Моск. камерного муз. театра (1972) под рук. Б. А. Покровского. Под влиянием лучших заруб. образцов возник жанр рок-оперы ("Орфей и Эвридика" А. Б. Журбина, 1975; ""Юнона" и "Авось"" А. Л. Рыбникова, 1980, и др.). В балете убедительно воплощаются совр. тема ("Геологи" Каретникова, 1956; "Горянка" Кажлаева, 1967; "Ангара" Эшпая, 1976), а также сюжеты классич. литературы ("Легенда о любви" Меликова, 1961; "Шакунтала" Баласаняна, 1963). Плодотворно работают в области балета Р. К. Щедрин ("Конёк-Горбунок", 1960; "Кармен-сюита", транскрипция музыки Ж. Бизе, 1967; "Анна Каренина", 1972; "Чайка", 1980; "Дама с собачкой", 1985), Т. Н. Хренников ("Любовью за любовь", 1976; "Гусарская баллада", 1979), А. П. Петров ("Сотворение мира", 1971; вок.-хореографич. симф. "Пушкин", 1979), Б. И. Тищенко ("Ярославна", 1974), Э. В. Денисов ("Исповедь", 1985), В. А. Гаврилин ("Анюта", 1980), А. Г. Шнитке ("Лабиринты", 1971; "Эскизы", 1985). Преимущественно на основе современной тематики развивается советская оперетта (А. П. Долуханян, Г. С. Милютин, В. И. Мурадели, А. Г. Новиков, В. П. Соловьёв-Седой, Т. Н. Хренников, Д. Д. Шостакович). Обновление жанра симфонии происходит во многом благодаря введению в симф. музыку вокала, поэтич. слова (13-я и 14-я симф. Шостаковича, 1962 и 1969; 8-я - "Цветы Польши" и 15-я Вайнберга, 1964 и 1977; 2-я - "Марина" Тищенко, 1964; 2-я и 4-я симф. Шнитке, 1980, 1984), её сближению с инстр. концертом или кам.-инстр. ансамблем. Масштабностью содержания, смелостью в решении художеств. задач отмечены 11 -15-й квартеты Шостаковича (1966-74), кам. ансамбли В. Я. Шебалина, М. С. Вайнберга, С. А. Губайдулиной, З. В. Денисова, К. С. Хачатуряна, Б. А. Чайковского, С. Ф. Цинцадзе, симфонии Р. К. Габичвадзе, И. Калниньша, Г. А. Канчели, А. С. Караманова, А. Л. Локшина, Б. Н. Лятошинского, С. И. Насидзе, Н. И. Пейко, Я. Ряэтса, Е. Ф. Станковича, Л. Сумера, А. Р. Тертеряна, Б. И. Тищенко, Б. А. Чайковского, А. Г. Шнитке, Ю. Юзелюнаса и др. Развивается жанр концерта для орк.: Концерт для орк. Эшпая (1967), "Русские сказки" Н. Н. Сидельникова (1968), "Звоны" Щедрина (1968), "Карпатский концерт" Скорика (1972). На новой стилистич. основе возрождается жанр concerto grosso (С. А. Губайдулина, А. Г. Шнитке и др.). Мн. концерты для инстр. с орк. масштабностью и значительностью замысла приближаются к симфонии (произв. Буцко, Губайдулиной, Денисова, Шнитке и др.). К высоким образцам кантатно-ораториального жанра принадлежат: "Ночь в Мемфисе" Губайдулиной (1968), Реквием (1975), "История доктора Иоганна Фауста" (1983) Шнитке, Реквием Денисова (1980), "Романсеро любви и смерти" (1977), "Сычуаньские элегии" (1983) Сидельникова, "Перезвоны" Гаврилина (1982), "Из "Повести временных лет"" Г. П. Дмитриева (1983), "Запечатленный ангел" Щедрина (1988) и др. Всенар. признание получили произв. мастеров песенного жанра - В. И. Мурадели, В. П. Соловьёва-Седого, С. С. Туликова, М. Г. Фрадкина, Я. А. Френкеля и др. Успехов в песенном жанре достигли А. А. Бабаджанян, В. Е. Баснер, И. М. Лученок, Р. Паулс, А. Н. Пахмутова, А. П. Петров, Ю. С. Сеульский, М. Л. Таривердиев, Д. Ф. Тухманов, О. Б. Фельцман и др. С кон. 50-х наблюдается заметный подъём в области музыковедения. Существ. вкладом в муз. науку явились работы М. Г. Арановского, А. И. Кандинского, Е. М. Левашёва, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, М. Д. Сабининой, М. Е. Тараканова, Ю. Н. Холопова, В. Н. Холоповой, Ю. Н. Хохлова и др. Появились капитальные труды по истории и теории музыки, в т. ч. "История музыки народов СССР" (т. 1-5, 2М., 1970-1974), "Музыка XX в." (ч. 1-2, кн. 1-4, 5-А, 5-Б, М., 1976-87), "Муз. энциклопедия" (т. 1-6, М., 1973-82). Постоянную научно-исследоват. деятельность ведут творч. коллективы Всес. н.-и. института искусствознания в Москве, Института театра, музыки и кинематографии в Ленинграде, Моск. и Ленингр. консерваторий, институтов искусств н консерваторий союзных республик. Для муз. искусства 80-х гг. характерны углублённое осмысление действительности, обращение к актуальным проблемам совр. жизни (войны и мира, защиты человеческой духовности). Это проявилось прежде всего в симф. музыке, где наблюдается многообразие драматургич. и композиц. решений, наряду с циклическими создаются одночастные симфонии (и лаконичные, и развёрнутые). Сохраняется и становится более глубинным интерес композиторов к муз. наследию, выражающийся в новом осмыслении разл. историч. стилей. В 80-х гг. возобладала романтич. тенденция. В театр. и программной симф. музыке композиторы зачастую обращаются к отечеств. истории, к классич. рус. и сов. литературе, особенно к творчеству Ф. М. Достоевского (симф. поэма "Подросток" Б. А. Чайковского, 1984) и М. А. Булгакова (оперы "Бег" Н. Н. Сидельникова, 1984; "Мастер и Маргарита" С. М. Слонимского, написана ещё в 1972; балет "Мастер и Маргарита" А. П. Петрова, 1987, и др.). Возникают новые формы синтеза музыки с др. видами искусств, возрастает роль музыки в драм. спектакле и кино (в этих жанрах работают крупнейшие сов. композиторы). Для муз. искусства нац. республик также характерны возрастание роли симфонизма, обращение к глубинным слоям фольклора и нац.-проф. музыке устной традиции. В сфере массовых жанров наряду с традиц. песней утверждаются песни, музыку которых сочиняют авторы текстов, и песни, исполняемые разл. ВИА, рок-группами. Возникло новое направление, синтезирующее особенности академич. жанров, поп- и рок-музыки (Э. Н. Артемьев, Г. И. Гладков, В. С. Дашкевич и др.). В СССР работают (1988): 48 театров оперы и балета, 22 консерватории, 3 муз.-пед. института, ок. 250 муз. уч-щ, ок. 8000 дет. муз. школ, всес. муз. издательства "Музыка" и "Советский композитор"; выпускаются муз. журналы "Советская музыка" и "Музыкальная жизнь" (в Москве), "Музика" (в Киеве). См. также статьи о музыке союзных I автономных республик и лит. при них. И. В. Степанова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
С..

НАНАЙСКАЯ МУЗЫКА

НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ

НЕМАЯ КЛАВИАТУРА

НОГАЙСКАЯ МУЗЫКА

ПАКИСТАНА МУЗЫКА

ПЕТРОВА-ЗВАНЦЕВА

ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР

ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ

ПУХОЛЬ ВИЛАРРУБИ

РЕRРЕТUUМ MOBILE

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

РОЗАНОВА-НЕЧАЕВА

РУМЫНСКАЯ МУЗЫКА

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ

СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА

СИНГАПУРА МУЗЫКА

СЛОВАЦКАЯ МУЗЫКА

СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

СОНАТНОЕ ALLEGRO

СТРУННЫЙ ОРКЕСТР

ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА

ТЕРЬЯН-КОРГАНОВА

ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА

УЙГУРСКАЯ МУЗЫКА

ФИНЛЯНДИИ МУЗЫКА

ХАКАССКАЯ МУЗЫКА

ЦАНИ ДЕ ФЕРРАНТИ

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ СОНАТА

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС

ЧЕРНЫ-СТЕФАНЬСКА

ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА

ЧУКОТСКАЯ МУЗЫКА

ШВЕЙЦАРИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16